Дизайнеры и бретонки
Разумеется, в ряду знаменитостей, прославлявших тельняшку, первой принято называть Коко Шанель. Не будем изменять традиции.
Шанель действительно радикально обновила женский гардероб, и вещи в полоску заняли в нем не последнее место – в том числе и «похищенные» из традиционно мужского гардероба.
Если верить рассказам, впервые она надела тельняшку в Довиле во время прогулки по побережью, потому что случайно пролила шампанское на одежду и позаимствовала у кого-то «бретонку» — так и начался её модный «полосатый роман».
Но и другие дизайнеры не обошли тельняшку стороной. Жан-Поль Готье, известный своей эксцентричностью, регулярно появляется на публике в тельняшке — уже много лет, даже если дресс-код требует вида построже.
Достаётся, конечно, и его моделям — в коллекциях время от времени возникают сине-белые полоски.
И, конечно, трудно не вспомнить провокационную рекламу его парфюма, в которой мускулистые красавцы-моряки, словно ожившие античные статуи, подставляют лица солнцу все в тех же традиционных костюмах.
«Новая волна»
Несмотря на пальму первенства Шанель, не меньшую роль в популяризации тельняшки как части стиля «настоящей парижанки» сыграла противоречивая Джин Сиберг — трогательная юная актриса из фильмов Годара и сторонница радикалов из «Чёрных пантер».
Будучи уроженкой США, она, тем не менее, стала символом французского кино «новой волны». Образу Сиберг в фильме «На последнем дыхании» массово стремились подражать, а сам фильм был признан манифестом молодёжи шестидесятых.
Короткая стрижка, аккуратные белые брючки, тельняшка — этот мальчишеский стиль удивительно подчеркивал женственность актрисы. В полосатой одежде она появлялась и в других фильмах, и в частной жизни.
А современные стилисты в статьях в духе «что такое французский стиль» нередко описывают составляющие имиджа Сиберг, а не «эталонных» Одри Тоту или Шарлотты Генсбур.
В тельняшках на фото позируют и другие актрисы прошлого по обе стороны Атлантики – Одри Хепберн, Брижит Бардо, Мэрилин Монро.
Тельняшка как художественное высказывание
Тельняшка пользовалась успехом и у художников — кто-то просто выбирал её в качестве любимой одежды, которую не жаль испачкать масляной краской, а кто-то превратил в особую примету целого художественного направления.
Пабло Пикассо настолько любил тельняшки, что они появлялись в его работах — причём даже тогда, когда черты и фигура портретируемого угадывалась лишь частично.
И, конечно, регулярно носил сам и в мастерской, и вне её. Однако настоящую живописную оду тельняшке посвятили в России.
В 1980-х в Ленинграде появилось неформальное творческое объединение, известное как «митьки».
Митьки пропагандировали безыскусную маскулинность вместе с сентиментальностью и наивностью, их творчество (живопись и тексты) обращалось к городскому фольклору и создавало его заново вокруг фигуры митька, интеллигента и пьяницы, который «ответил на красный террор белой горячкой» и в знак ненасильственного протеста «удалился от советского строя в кочегарку».
Искусство митьков было всем понятно и близко, оно прославляло повседневность и отвергало жестокость. Они называли друг друга «братушками» (как это принято было в ВМФ), а характерными особенностями внешности каноничного митька были борода, ушанка и тельняшка.
Вот бородачи в тельняшках населяют страницы книг и полосы газеты, вот сами участники группы дурачатся на фото в сине-белых рубашках…
Существует версия, что все последующее протестное искусство в России вышло, что называется, из тельняшки митьков, им посвящают книги и диссертации.
Энди Уорхол, маниакально озабоченный своей внешностью и стилем, тоже не избежал увлечения тельняшками.
Стремясь носить (и ставить в центр своей творческой деятельности) все канонично «обыденное», узнаваемое с первого взгляда и привычное каждому, он не мог обойти тельняшку вниманием.
Однако в его случае бело-синяя полоска не вошла в число составляющих стиля, как и любой другой принт за исключением, пожалуй, надписей и логотипов любимых брендов.
Графичные принты Уорхол предпочитал почти исключительно в живописи.
Рок-тельняшки
Конечно, неформальный вид тельняшки пришёлся по вкусу рок-музыкантам — нашим и зарубежным.
Самые узнаваемые элементы гардероба Курта Кобейна — это огромный кардиган и черно-красный свитер, растянутый и порванный местами.
Эти вещи стали своего рода «иконами дизайна», ознаменовав появление принципиально нового модного течения – гранжа, отрицавшего законы эстетики и хорошего вкуса.
Однако и тельняшки Кобейн любил, о чем свидетельствует множество архивных фотографий.
Российские же рок-музыканты различных направлений замечены в массовой — без преувеличения- любви к тельняшкам. Егор Летов, Гарик Сукачев, Илья Лагутенко…
Последний известен любовью ко всему морскому – кораллам, кораблям, Андреевскому флагу, потому-то и моряцкий костюм (иногда – буквально процитированный) не вызывает удивления.
В онлайн-магазинах даже можно приобрести фирменную тельняшку группы «Мумий Тролль». Пожалуй, на втором месте после Лагутенко окажется Юрий Шевчук, который также хранит особую верность этому предмету гардероба.
Любовь к тельняшке во всех ее вариациях — как и к массивным очкам — он пронес сквозь года.
И еще немного Парижа
Марсель Марсо, создатель парижской школы мимов и участник французского Сопротивления, сделал тельняшку частью своего сценического образа наряду с белым гримом и потрепанной шляпой.
Печальный и трогательный клоун Бип казался вечным странником — самому Марсо тоже довелось скитаться. И моряцкий костюм лишь подчеркивал бесприютность его героя.