Роман Александра Фадеева всесторонне исследовал психологию людей, сформированных советским строем. Конечно, материал для экранизации сложный.
Сергей Герасимов поставил себе цель – сохранить при переносе на экран все главные сюжетные линии и всю систему образов книги, и в итоге добился этого. Поэтому в этом случае фильм нисколько не уступает книге.
Режиссер долго шел к этой экранизации. Сначала он во ВГИКе использовал книгу для работы над этюдами, которая завершилась постановкой спектакля в Театре киноактера.
Потом началась кропотливая работа над сценарием, когда автор отсеивал несущественные детали, и делал акцент на главном.
Большую часть актеров Сергей Герасимов подготовил в своей объединенной актерско-режиссерской мастерской.
Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо и многие другие, ставшие позже ведущими актерами советского кино, дебютировали именно в «Молодой гвардии».
Это был такой коллективный дебют, где можно выделить более удачные роли, например, Любы Швецовой, и менее удачные – Ули Громовой, Олега Кошевого, но стоит признать, что в фильме представлен слаженный, цельный состав актеров разных поколений.
В итоге перед нами предстает коллективный образ молодой гвардии, наследников и продолжателей дела коммунизма.
Рядом с молодогвардейцами Герасимов показывает представителей старой гвардии – руководителей комсомольцев-подпольщиков.
Образы Валько и Елены Кошевой, созданные Сергеем Бондарчуком и Тамарой Макаровой, в сценарии были прописаны более тщательно, чем молодежь.
Также Сергей Герасимов дополнил сценарий новыми фактами, которые брал из советских газет, из рассказов очевидцев и оставшихся в живых молодогвардейцев, которые режиссер собрал в Краснодоне.
В итоге в фильм попали несколько эпизодов, которых не было в первом варианте романа Фадеева.
Отказавшись от возможности прибегать к авторским отступлениям-раздумьям, которых так много в литературном первоисточнике, Сергей Герасимов уделил много внимания показу боевых действий подпольщиков, стремясь через динамику и движение раскрыть помыслы и особенности психологии своих героев.
Подробно и мастерски показаны сцены водружения знамени над городом, поджога биржи, освобождения пленных и ряд других. В некоторых сценах молодогвардейцы раскрываются с неожиданной стороны.
Например, неожиданно застенчивым и трогательным становится лихой Сергей, выполняющий задание вместе с Валей. Не менее интересна сцена, где Любка-артистка завлекает танцем фашистов, выражая им при этом свое презрение.
Своеобразно показаны в фильме враги. Детально ознакомившись с «полицаями», следователями гестапо и палачами, повинными в муках и смерти краснодонцев, режиссер решительно отказался от какого-либо усложнения образов врагов.
Вместо сложности были факты. Была внешняя немецкая аккуратность, видимость человеческой респектабельности, но над всем преобладала монотонная и бессмысленная жестокость. Эти палачи были винтиками огромной машины смерти.
Фильм «Молодая гвардия» оказал огромное влияние на советское кино.
В стремлении детально воссоздать обстановку действия, показать события и людей с бытовой точки зрения, сохранив при этом их историческую масштабность и истинную сущность – и есть «школа Герасимова», которая воспитала других великих советских режиссеров.