«Расследование» — главный фигурант появляется в финале

Как известно, советский детектив «про милицию» отличается от классического британского тем, что нам с самого начала известно, кто украл золото и убил соучастников, а смысл действа заключается в показе работы наших славных правоохранителей, а ещё в дидактических увещеваниях.

Одной из социально-политических и культурологических (!) целей было предупреждение, а не смакование преступлений.

Вот, мол, увидит, некто N, как винтят воришку на экране, и …откажется постоять на стрёме. А там, глядишь, и на завод устроится.

Однако хороший фильм с банальным названием «Расследование» (1980) несколько выбивается из заявленного жанра – здесь мы до конца не знаем, кто главный фигурант запутанного дела. Тот, на поимке которого можно ставить точку.

Правда, ничего общего с фабулами Агаты Кристи тоже не наблюдается – у неё вор-убийца-махинатор находится перед глазами у Пуаро (например) и читатель-зритель не должен заподозрить респектабельную мисс или честного полковника.

В «Расследовании» же всё, как в жизни – следователи распутывают многосоставное дело, иной раз не зная и не догадываясь о возможных участниках. Персонаж, поимкой которого всё закрывается, являет себя практически в финале.

Нас погружают не столько в рассуждения, сколько в милицейскую реальность, называя номера статей, сроки, где отбывали или — будут отбывать наказание все эти дивные люди, предпочитавшие дольче-вита, но …что-то пошло не так.

Красиво подаётся каждое досье – в обрамлении того злата, что было украдено в ювелирном магазине.

В кадре – целый звёздный отряд: Андрей Мягков, Владимир Самойлов, Наталья Фатеева, Михаил Кононов, Лариса Удовиченко. И это ещё не все.

Огромный минус картины – плоские типажи. Всё какое-то …детское что ли. Будто подросток писал сценарий. Или …это учебное пособие?

Если вор-рецидивист, так непременно говорит угрожающе и весь такой прожжённый. И – кличка Кудрявый.

Если его подруга, то обязательно роскошная, циничная и обращается к подельникам: «Ну что, зайки?» Этакая роковая авантюристка. Если милиционеры, то — сурово хмурятся, а всё общение происходит на казённом языке.

Для меня эталоном являются «Знатоки», где даже правофлангово-правильный Пал Палыч Знаменский беседует, как человек, а не как отлаженная машина, выдающая цитаты из УК, УПК и УИК.

Не менее большущий плюс – пейзажи Москвы, которой уж нет и не будет. Спокойствие, отсутствие пробок в центре, никаких Сити и «человейников». Опять же, эта стабильность буквально разлита в воздухе.

Нам как бы транслируют: в жизни приличных людей всего этого нет. Нужно перейти черту, чтобы попасть в мир жестокости и чистогана. Выпукло даны пороки – стремление к роскоши, рaспутство, жадность, картёжный азарт.

Мол, всё это и приводит к желанию ограбить ювелирку. Сегодня ты меняешь женщин и болтаешься без дела — завтра сидишь …за убийство. И для нормального большинства тот мир – параллельный.

Оцените статью
«Расследование» — главный фигурант появляется в финале
10 ролей знаменитых советских актеров, где их невозможно узнать