Эльдар Рязанов был одним из важнейших авторов, воспевавших переживания простых мужчин и женщин, и превращал бытовые неурядицы и радости в настоящий, многослойный портрет поколения.
Таким остается и «Вокзал для двоих» — знаменитую картину с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко.
Фильм вышел на экраны в 1983 году и получил невероятно теплый отклик не только среди критиков, но и простых зрителей, для которых со временем стал классикой советского кино.
Однако за кадром картины происходило не меньше интересного, чем в истории буфетчицы Веры и пианиста Платона.
На реальных событиях
Действие картины разворачивается в вымышленном Заступинске, однако его концепция позаимствована из настоящей драмы.
Рязанова впечатлила история композитора Микаэля Таривердиева, который попал в автокатастрофу, находясь в автомобиле с Людмилой Максаковой.
В том инциденте жертвой стал пешеход, а отношения между актрисой и музыкантом сошли на нет. Именно композитор стал прототипом Платона, которого сыграл Басилашвили, а история аварии легла в завязку фильма.
В картине также нашлось место для еще одного вполне реального события. В 1953 году поэт Ярослав Смеляков отбывал наказание в лагере.
Однажды он засиделся во время застолья с товарищами по соседнему лагерю. В итоге им пришлось тащить поэта до самых ворот, чтобы не навлечь на него еще более суровое наказание.
Первая сцена
Удивительно, но Рязанов решил пойти нестандартным путем: первой совместной сценой Гурченко и Басилашвили стала сцена поцелуя героев.
Для Басилашвили это оказалось непростым испытанием, актер даже подумывал покинуть проект. Однако Гурченко спасла положение и вмешалась в сценарий, смягчив тот эпизод.
Часть трилогии
Да, Рязанов задумывал «Вокзал для двоих» как один из фильмов целой трилогии историй о любви.
Не так уж трудно догадаться, какие еще фильмы вошли в эту антологию: «Служебный роман» и «Ирония судьбы».
По мнению режиссера, история Платона и Веры рассказывала о том же, о чем и другие его проекты — об одиноких людях, которые встречают друг друга в неудачный момент.
При этом и сам режиссер, и сценарист Эмиль Брагинский пытались таким образом найти ключ к поджанру драмеди — в таком формате они задумывали снимать культовые картины.
Любимый актер Рязанова
Однажды Олег Басилашвили взял с Рязанова расписку. В ней было сказано, что режиссер был обязан снимать артиста во всех своих проектах.
Для звезд эта бумага стала скорее символическим знаком дружбы, но драматург действительно с удовольствием работал с Басилашвили и старался найти для него место в фильмах.
Неожиданный кастинг
Сегодня трудно представить себе кого-то на месте Гурченко и Басилашвили в образах главных героев, но на самом деле у Рязанова до последнего момента не было подходящей актрисы в роли Веры.
Он встретил ее случайно в лице Людмилы — это произошло всего за два часа до съемок.
И да, именно после спонтанного кастинга артистке предстояло сыграть в павильоне сцену поцелуя, но она убедила режиссера отложить интимный момент драмы на потом.
А какой фильм Эльдара Рязанова кажется вам наиболее искренним и важным из всей трилогии?