Как режиссер, уволенный за «профнепригодность», снял один из лучших фильмов о юности

В конце 60-х Сергей Соловьев устроился работать на киностудию «Мосфильм». Его дебютными фильмами стали две новеллы по рассказам Чехова.

Работы Соловьева были частью киноальманаха под названием «Семейное счастье», а потому прошли мимо широкой аудитории.

Свою следующую картину режиссер снимал по одноименной пьесе Максима Горького. Лента «Егор Булычов и другие» получилось неплохой, однако успеха не принесла.

Фильм отправился на полку, а Соловьев из «Мосфильма», с формулировкой «за профнепригодность».

Начинающему режиссеру стоило немалых усилий найти работу. Он смог устроиться в творческое объединение «Телефильм», где занялся очередной экранизацией.

На этот раз за основу легко произведение Александра Пушкина «Стационарный смотритель». К сожалению история повторилась — фильм посчитали бездарным, а постановщика уволили.

Соловьев прекрасно осознавал, что очередной провал окончательно похоронит его карьеру. Необходим был классический фильм о подвигах рабочих или производстве.

В 50-х подобным лентам был практически гарантирован успех. Однако на дворе 70-е, и фильмы такого наполнения люди смотрели без энтузиазма.

Оставалось одно — пробовать снимать кино для детей и подростков. Сергей Александрович считал это халтурой, однако тогда это было единственным выходном из сложившейся ситуации.

К тому же в 70-е появлялось большое количество литературы, где главными героями становились подростки.

Вскоре на горизонте показалась работа писателя Александра Александрова, которая неплохо смотрелась бы на голубом экране. Оставалось лишь перенести, чем Соловьев и занялся.

Разумеется, некоторые правки и адаптация все же требовались. Однако режиссер не заметил, что переработал произведение настолько, что оно начало разительно отличаться от первоисточника.

Несмотря на этот факт Александров считал себя соавтором сценария и рвался принимать непосредственное участие в съемочном процессе. Соловьев не возражал, а напротив, показал начальству свой сценарий от имени Александрова.

После нескольких провалов режиссеру не особо доверяли и вряд ли бы одобрили его вмешательство в практически готовую литературную основу. Но прикрывшись именем писателя постановщик смог добиться разрешения на производство.

Кино о пионерах снималось в Калуге, на территории, которую местные жители прозвали «Андреевским кустом».

На роль Мити Лопухина выбрали Бориса Токарева, который смог обойти около 500 кандидатов, при этом не имея опыта работы в кино.

Главная женская роль досталась 14-летней Татьяне Друбич, за плечами которой была лента «Пятнадцатая весна». Примечательно, что Соловьев до последнего искал другую актрису и уступил роль Друбич весьма неохотно.

Правда во время работы над фильмом между юной актрисой и постановщиком промелькнула искра. Свой роман они старались не афишировать, ведь связь школьницы и взрослого мужчины была и является аморальной!

И вот, в скором времени фильм был готов. Директор «Мосфильма» Николай Сизов одним из первых посмотрел «Сто дней после детства» и заявил режиссеру примерно следующее:

— «Вчера проходил мимо пионеров, слышал как они разговаривали о Ленине и радиоэлектронике… А в твоем фильме пионеры — какие-то дебилы».

После сказанного Сизов отправился к председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу, дабы тот посмотрел фильм и подтвердил его слова.

— «Дурак на дураке», — весь просмотр комментировал Сизов.

— «Действительно», — подтверждал Ермаш. А в конце добавил — «Кино на ФРГ и Каннский кинофестиваль!»

В итоге Сергей Соловьев удостоился множества наград, в числе которых «Серебряный медведь», Государственная премия СССР и пожалуй, самая главная из них — признание его режиссерского таланта.

Оцените статью
Как режиссер, уволенный за «профнепригодность», снял один из лучших фильмов о юности
Дискотеки в СССР: как это было. Исповедь настоящего советского диджея