И блистательный (неожиданный!) дуэт Алисы Фрейндлих с Юозасом Будрайтисом, и развод-размен супругов, которым бы жить и жить вместе, и поведение их сына (Антон Табаков), больше всего желающего, чтобы родители опять любили друг друга.
К слову, я и в детстве, когда впервые смотрела фильм, не поняла, из-за чего разводятся супруги Родимцевы, и теперь не сознаю – мы просто видим, как два человека просят судей о расторжении брака.
Видно, что устали, замучены, хотят чего-то нового (необязательно феерических отношений, а вообще), но повод, как таковой, не озвучен.
В те годы было как-то очень много разводов – у некоторых подруг имелся так называемый «воскресный папа», а зачастую ещё и отчим.
Создавалось впечатление, что 30-40-летние мужчины и женщины …решали догулять и заодно добрать впечатлений.
Они рано создали семьи, особенно дамы – к третьему-четвёртому курсу рожали, и в какой-то момент появлялась шалая мысль: «И что, это всё?!» Опасный возраст – это, когда полжизни прошло, а кажется, что и не жил вовсе.
Айда исправлять ситуацию! И – бежали разводиться с «надоевшей» половинкой. У тогдашних разведёнок обоего пола не находилось аргументов для расставания – все талдычили одну и ту же формулу про «не сошлись характерами».
И вот их разводят. Научный работник Лилия Ивановна тут же начинает принимать ухаживания местного, то есть НИИшного красавчика-фирмача (эффектный Борис Химичев), но всё это не то.
Плюс малоприятная процедура, связанная с разъездом. К слову, показана работа подпольного маклера – ну, очень прибыльное было дело!
А ещё надо изображать крепкую семью перед ничего не знающими друзьями, нагрянувшими с ворохом подарков.
Персонаж Будрайтиса, носящий редкое греческое имя Наркис (мифологический и ботанический нарцисс – то же самое) так безумно устаёт от всего этого, что утрачивает свой ценный «нюх», а инцидент с царапиной – лишь спусковой крючок.
Врач обнадёживает: стресс отнял дар, а положительное переживание сможет вернуть его. Что касается сына, то парень буквально сбегает из дома в мореходку.
Что меня всегда удивляло в этом сюжете? Смотришь и всё время думаешь: вот сейчас они согласятся отложить развод, а потом помирятся. Но нет. Расторжение союза скреплено законодательно.
Затем… Ну, вот они точно помирятся и не будут разъезжаться — квартира-то в центре.
Нет, разъехались. Не примиряет Родимцевых ни беда Наркиса – он оставляет любимую, редкую, интересуную работу и становится преподавателем химии. Даже «бегство» сына не исправляет ситуацию.
Всё как в жизни. Решили так решили! Но хэппи-энд всё же присутствует – нечаянная встреча бывших супругов, радость мимолётного общения, возвращает Наркису его феноменальную способность.
Через год. Нам дают понять, что (быть может!) Родимцевы перебесились и начнут всё сначала. Она помолодела и похорошела, он что-то осознал. Почему бы нет?
…Из интересного и познавательного! В этой кинокартине хорошо показано, как на рубеже 1970 – в начале 1980-х заключались контракты с французами и другими иностранцами для совместного производства бытовой химии, средств гигиены, парфюмерии.
Названий там нет, но можно вспомнить духи «Елена», «Тет-а-тет», «Консул» и ещё ряд разработок «Новой зари» и французских специалистов.
Продавался одеколон Eau Jeune, который часто покупали кому-нибудь в подарок.
Ещё забавный момент – в сцене, где преступница ранит Наркиса, участвующего в эксперименте по просьбе милиции, произносится название неких редких японских духов – «Асахи».
Очень мне тогда хотелось их попробовать, но, увы, таких парфюмов мне не довелось встретить.
Короче, Наркис в бытность свою нюхачом, крутился на самом высоком уровне и его ждала загранкомандировка.
Эх, в ту эпоху это считалось круче, нежели на Луну (потому всё и закончилось грустно – не для героев, для общества в целом).
Режиссёр этой милой киноленты – многогранный Александр Прошкин, автор детектива «Частное лицо» (1980) и сериала «Михайло Ломоносов» (1986), а значит, в любом случае, не халтура.