За кадром «Экипажа»: Как появился первый в СССР фильм-катастрофа, почему пришлось заменить актеров главных ролей

30 октября 1979 г. закончились съемки легендарного фильма А. Митты «Экипаж». Он стал лидером проката 1980 г., его увидели более 70 млн зрителей.

Такого успеха никто даже не мог предположить – это был первый в СССР фильм-катастрофа, и весь процесс съемок был тоже катастрофическим: сценарий пришлось переписывать, актеры отказывались от ролей, цензура вырезала слишком откровенные по тем временам кадры.

И все же результат превзошел все ожидания.

Идея снять фильм-катастрофу пришла режиссеру Александру Митте еще в 1976 г. Ничего подобного тогда в СССР не снимали, и руководство вначале не одобрило эту идею: советский самолет не мог потерпеть крушение, а Митта не хотел отказываться от идеи авиакатастрофы.

Режиссеру удалось найти компромиссное решение: авария случается за границей, по причине стихийного бедствия, а не технической неисправности самолета.

И благодаря героическим действиям экипажа ТУ-154 в финале возвращается в Москву. В таком виде сценарий «Запаса прочности» утвердили, правда, позже режиссер сменил название на «Экипаж».

Процесс съемок сопровождался запланированными и незапланированными *спецэффектами*

Однако проблемы со сценарием были не самыми большими в процессе съемок.

Бюджет был очень скромным, а Митта хотел снять фильм с настоящими спецэффектами. Списанных самолетов ТУ-154 в СССР тогда не нашлось – модель была новая. На кладбище старых самолетов отыскали ТУ-114.

Поскольку двигаться он уже не мог, декорации соорудили прямо вокруг него. Однако в процессе подготовки к съемкам провода дали искру, и залитый соляркой самолет запылал еще до начала съемок.

Спасти ситуацию не удалось, Митта прибыл уже на пепелище. Позже эти эпизоды сняли на частях попавших в аварию самолетов.

Процесс съемок сопровождался запланированными и незапланированными *спецэффектами*

Катастрофы преследовали режиссера и во время подбора актерского состава.

Все главные роли должны были достаться совсем не тем, кто их сыграл в результате.

Командиром корабля должен был стать Алексей Петренко, вторым пилотом – Николай Караченцов, бортинженером-ловеласом – Олег Даль, стюардессой – Елена Проклова.

По разным причинам все актеры отказались от съемок. Последним ушел Олег Даль, когда большинство эпизодов с ним уже было снято, – он был болен. Пересъемка требовала новых затрат, к тому же срочно нужно было разыскивать нового героя.

Место Олега Даля занял ещё не слишком известный публике Леонид Филатов. Многих удивлял такой выбор, так как в амплуа ловеласа этого актера было трудно представить.

М. Жванецкий позже о нем сказал: «Худой, злой, больной – но какова страна, таков и секс-символ». После съемок к Филатову действительно пришла невероятная популярность, особенно среди женской части населения СССР.

Актер признавался, что роль плейбоя далась ему с трудом, так как в жизни он – скромный и замкнутый.

Замену Прокловой тоже искали довольно долго. Выбор пал на студентку Александру Яковлеву (на тот момент – Иванес).

Митта переживал, что ее не отпустят с учебы – в те времена съемки студентов в кино не одобрялись, но оказалось, что ее отчислили за опоздания и срывы репетиций.

При этом ректор предупредил, чтобы с ней не связывались – о непростом характере Иванес уже тогда ходили легенды.

Директор картины Б. Криштул пожалел, что не последовал этому совету: «Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь.

Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей».

Когда уже были готовы титры, актриса вышла замуж и поменяла фамилию, заранее никого об этом не предупредив. А потом устроила истерику, потребовав переделать титры.

Фильм «Экипаж» в СССР стал революционным не только в отношении спецэффектов и динамичности сюжета, но и по количеству эротических сцен.

Правда, большинство из них в итоге прошлось вырезать. Но даже то, что осталось (всего около 20%), поражало воображение неискушенного советского зрителя.

Финал фильма изначально был другим – командир экипажа от пережитого стресса должен был умереть. Но министры авиации и кино возмутились такой концовкой и настояли на хэппи-энде.

Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице.

Легендарный фильм не теряет популярности и сегодня: недавно по его мотивам режиссер Н. Лебедев снял новый «Экипаж», где Митта выступил в роли консультанта.

Оцените статью
За кадром «Экипажа»: Как появился первый в СССР фильм-катастрофа, почему пришлось заменить актеров главных ролей
Супница Катерины Тихомировой: зачем хозяйка ее поставила на стол, неужели чтоб покрасоваться перед Гошей