Идея снять фильм-катастрофу пришла режиссеру Александру Митте еще в 1976 г. Ничего подобного тогда в СССР не снимали, и руководство вначале не одобрило эту идею: советский самолет не мог потерпеть крушение, а Митта не хотел отказываться от идеи авиакатастрофы.
Режиссеру удалось найти компромиссное решение: авария случается за границей, по причине стихийного бедствия, а не технической неисправности самолета.
И благодаря героическим действиям экипажа ТУ-154 в финале возвращается в Москву. В таком виде сценарий «Запаса прочности» утвердили, правда, позже режиссер сменил название на «Экипаж».
Процесс съемок сопровождался запланированными и незапланированными *спецэффектами*
Однако проблемы со сценарием были не самыми большими в процессе съемок.
Бюджет был очень скромным, а Митта хотел снять фильм с настоящими спецэффектами. Списанных самолетов ТУ-154 в СССР тогда не нашлось – модель была новая. На кладбище старых самолетов отыскали ТУ-114.
Поскольку двигаться он уже не мог, декорации соорудили прямо вокруг него. Однако в процессе подготовки к съемкам провода дали искру, и залитый соляркой самолет запылал еще до начала съемок.
Спасти ситуацию не удалось, Митта прибыл уже на пепелище. Позже эти эпизоды сняли на частях попавших в аварию самолетов.
Процесс съемок сопровождался запланированными и незапланированными *спецэффектами*
Катастрофы преследовали режиссера и во время подбора актерского состава.
Все главные роли должны были достаться совсем не тем, кто их сыграл в результате.
Командиром корабля должен был стать Алексей Петренко, вторым пилотом – Николай Караченцов, бортинженером-ловеласом – Олег Даль, стюардессой – Елена Проклова.
По разным причинам все актеры отказались от съемок. Последним ушел Олег Даль, когда большинство эпизодов с ним уже было снято, – он был болен. Пересъемка требовала новых затрат, к тому же срочно нужно было разыскивать нового героя.
Место Олега Даля занял ещё не слишком известный публике Леонид Филатов. Многих удивлял такой выбор, так как в амплуа ловеласа этого актера было трудно представить.
М. Жванецкий позже о нем сказал: «Худой, злой, больной – но какова страна, таков и секс-символ». После съемок к Филатову действительно пришла невероятная популярность, особенно среди женской части населения СССР.
Актер признавался, что роль плейбоя далась ему с трудом, так как в жизни он – скромный и замкнутый.
Замену Прокловой тоже искали довольно долго. Выбор пал на студентку Александру Яковлеву (на тот момент – Иванес).
Митта переживал, что ее не отпустят с учебы – в те времена съемки студентов в кино не одобрялись, но оказалось, что ее отчислили за опоздания и срывы репетиций.
При этом ректор предупредил, чтобы с ней не связывались – о непростом характере Иванес уже тогда ходили легенды.
Директор картины Б. Криштул пожалел, что не последовал этому совету: «Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь.
Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей».
Когда уже были готовы титры, актриса вышла замуж и поменяла фамилию, заранее никого об этом не предупредив. А потом устроила истерику, потребовав переделать титры.
Фильм «Экипаж» в СССР стал революционным не только в отношении спецэффектов и динамичности сюжета, но и по количеству эротических сцен.
Правда, большинство из них в итоге прошлось вырезать. Но даже то, что осталось (всего около 20%), поражало воображение неискушенного советского зрителя.
Финал фильма изначально был другим – командир экипажа от пережитого стресса должен был умереть. Но министры авиации и кино возмутились такой концовкой и настояли на хэппи-энде.
Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице.
Легендарный фильм не теряет популярности и сегодня: недавно по его мотивам режиссер Н. Лебедев снял новый «Экипаж», где Митта выступил в роли консультанта.