Несколько ценных фактов
Оскароносная картина (этих призов у неё девять!) удерживала первенство по кассовым сборам в течение четверти века после премьеры.
Сценарий разрабатывали 13 человек, среди которых был писатель Скотт Фицджеральд.
Для съёмок первой сцены — это было бегство Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты — руководители студии решили избавиться от всех декораций, загромождавших склады после использования в других кинолентах, и подожгли их.
Огонь безжалостно поглотил сооружения для картин «Кинг-Конг», «Последний из могикан», «Маленький лорд Фаунтлерой». Пожар выглядел внушительно.
Фильм побил все рекорды по себестоимости и обошёлся в 4 млн долларов.
Напряжённостью сюжета отличался не только сам фильм, но и вся история съёмок: за 22 недели работы над картиной продюсер Дэвид О. Селзник сменил четырёх режиссёров, изо всех сил пытаясь удержать заносчивых актёров.Но основной сложностью стал процесс подбора актёров на главные роли. Зато как он себя оправдал!
Кларк Гейбл
Ретта Батлера выбрали сразу. У 38-летнего Кларка Гейбла был заключён контракт со студией MGM, и он должен был принять приглашение на роль беспрекословно.
Но у актёра были другие планы, и он, участвуя в съёмках, постоянно пытался вызвать недовольство руководства и уйти из картины. Скандалил на пустом месте, принципиально не учил текст.
К сцене бала, где его герою за большие деньги удаётся выкупить право танцевать со Скарлетт, которая в тот момент в трауре, возникла необходимость применить вертящуюся площадку, потому что Гейбл не удосужился разучить вальс.
Когда один из режиссёров выразил своё предположение по поводу несоответствия манеры речи актёра южанам, звёздная личность со скандалом покинула съёмочную площадку.
Режиссёра уволили, актёра вернули. Гейбл никогда не задерживался на съёмках после 18 часов — по нему можно было сверять часы.
Когда самая большая труженица Вивьен Ли позволила себе посмеяться с него за это, он в отместку к съёмке любовных сцен наелся лука. Правда, потом работа в фильме их подружила.
И после выхода картины, невысоко оценивая своё участие в ней, Кларк Гейбл искренне утверждал, что фильм вытянула на своих хрупких плечах Вивьен Ли.
Лишь по настоянию Гейбла на церемонию вручения «Оскара» пригласили и темнокожую актрису Хэтти Макдэниэл, которая в фильме сыграла Мамушку.
Актер пообещал бойкотировать мероприятие, если её не позовут. Они подружились на съёмках, как и их герои.
Вскоре Гейбл пережил потрясение.
Но он не успел почувствовать себя счастливым отцом, потому что в 59 лет умер во время съёмок фильма «Неприкаянные».
Лесли Говард
Но первым из четверых основных актёров картины ушёл из жизни Лесли Говард, сыгравший Эшли Уилкса. Его жизнь в 1943 году унесла авиакатастрофа. И в этом есть элементы мистики.
Говард, как и его герой, был на войне: в Первую мировую он служил в кавалерии.
Благодаря хорошо поставленному голосу потом стал активно сниматься в звуковом кино.
Его амплуа были «аристократические» роли.
Так, в 43 года актёр успешно воплотил образ Ромео. В «Унесённых ветром», правда, возраст 45-летнего мужчины немного себя выдаёт.
Несколько более отстранённо, чем полагается по роли, актёр выглядит в фильме по той причине, что снимался вопреки своему желанию.
Он в это время работал в другой картине и плюс ко всему планировал снимать свою.
Но внутреннее состояние актёра играло на руку сценарным диалогам с Вивьен Ли: его герой выглядел, как и требовалось, депрессивно-равнодушным рядом с чувственно-энергичной влюблённой в него Скарлетт.
Он ушёл из жизни весьма загадочно. Актёр спешил к жене и детям, когда летевший из Лиссабона в Лондон самолёт сбили немецкие истребители.
Говорят, агент Лесли был внешне очень похож на Уинстона Чечилля и самолёт пострадал по этой причине.
А сын Говарда считает, что фашисты выбрали мишенью именно его отца, поскольку он постоянно выступал в BBC с антифашистскими призывами.
Вивьен Ли
О стремительной карьере талантливой актрисы, её любовной страсти к Лоуренсу Оливье, тяжёлой болезни и раннем уходе написано много. И всё же…
Актриса снялась в нескольких фильмах, режиссированных её мужем Лоуренсом Оливье.
Уинстон Черчилль являлся глубоким поклонником таланта актрисы и регулярно приглашал её с супругом на званые обеды.
Часто в её киножизни случались упадки и простои, причиной которых были проблемы со здоровьем: она всю свою взрослую жизнь страдала биполярным аффективным расстройством и с 1945 года сложной формой туберкулёза, частые приступы которого подрывали её силы.
Развод с Оливье Лоренсом 1960 году усугубил её сложное эмоциональное состояние.
В первом браке с адвокатом Гербертом Ли Холманом Вивьен в 19 лет родила дочь Сюзанну, которую после ухода актрисы из семьи воспитывали мать и муж Вивьен.
Позже актриса воссоединилась с дочерью, и отношения между ними стали тёплыми и близкими.
Ли успела в своей жизни увидеть внуков, только не смогла сполна насладиться общением с ними, поскольку была уже очень больна.
Коллеги по цеху глубоко уважали Вивьен.
Оливия де Хэвилленд
Оливия своей ролью и последующей жизнью опровергла суеверные представления большинства актёров о мистическом смысле сцен смерти: многие категорически не решаются играть их, боясь воплощения в реальной жизни.
В картине хрупкая Мелани Уилкс уходит в мир иной на руках у Скарлетт ещё совсем молодой женщиной. В реальной жизни актриса пережила почти всех своих коллег по фильму и почила с миром лишь в 104 года.
Более полувека прослужив кинематографу и заслужив два «Оскара», актриса перестала сниматься лишь в 1979.
Несмотря на множество романов, замужем актриса была лишь дважды.
Первым её мужем стал романист Маркус Гудрих, с которым она прожила семь лет. У них в 1949 родился сын Бенджамин, который впоследствии стал математиком и в 42 года умер от лимфогранулематоза.
В 1955 Хэвилленд вступила в брак с журналистом-французом Пьером Галанте. Через год у них родилась дочь Жизель. Они были вместе 24 года.
Остались дружны и после развода. Когда Пьер страдал от онкологии, Оливия ухаживала за ним день и ночь.