Сценарий будущего фильма Микаэлян писал в соавторстве с журналистом Александром Васинским, но работа продвигалась медленно и тяжело.
На какое-то время режиссёр и вовсе забросил свою идею, увлёкшись новым проектом о скандальной эмиграции танцора балета Александра Годунова.
Однако эту тему почти сразу запретили, и Микаэлян вернулся к сюжету об аутотренингах. Через полгода мучений с текстом он обратился за помощью к писателю и драматургу Виктору Мережко, и уже спустя пять дней сценарий был готов.
Правда от упоминания в титрах Мережко отказался — не хотел быть третьим сценаристом в списке.
Евгению Глушенко режиссёр пригласил на главную роль без проб. Микаэляну очень понравилась её игра в фильме Иосифа Хейфица «Впервые замужем», где актриса предстала в образе матери-одиночки, посвятившей всю жизнь воспитанию единственной дочери.
По сценарию Верочка была худой, длинноносой и с вытянутым лицом, однако ради Глушенко авторы были готовы закрыть глаза на внешнее несходство.
Перед съёмками гримёры делали из актрисы дурнушку — рисовали прыщики, накладывали «толщинки» для дополнительного объёма и убирали волосы в скромный пучок.
Исполнитель главной мужской роли Олег Янковский тоже совсем не подходил под образ, прописанный в сценарии.
По первоначальной задумке авторов Игорю было всего 25 лет, но ни один из актёров нужного возраста не сумел убедительно пройти пробы.
Тогда Микаэлян и решил снимать своего давнего приятеля Олега Янковского, ради которого героя пришлось состарить до 38 лет.
Перед съёмками знаменитый актёр целую неделю стажировался за станком в токарном цехе, чтобы самостоятельно освоить азы профессии заточника.
Роль незадачливого ухажёра-эстета предназначалась Георгию Вицину, но актёр не смог сниматься. Тогда его место занял режиссёр-мультипликатор Иван Уфимцев — создатель цикла «38 попугаев».
В память о Вицине в картине остался голос, которым говорит художник.
Многие эпизоды фильма были отсняты в Узбекистане, куда съёмочная группа отправилась вслед за Олегом Янковским, гастролировавшим с театром по Средней Азии.
В Ташкенте снимали сцену, в которой герои разыскивают солдатские могилы в Подмосковье — обелиски изготовили на «Ленфильме», а затем через всю страну привезли на место съёмок.
Мелодрама «Влюблён по собственному желанию» имела огромный успех не только у советских, но и у зарубежных зрителей. Для показа ленту закупили сразу 26 стран.
Евгения Глушенко стала обладательницей приза за лучшую женскую роль на 33-м Берлинском кинофестивале, а читатели журнала «Советский экран» признали Олега Янковского лучшим актёром 1982-го года.
В 2000-х годах авторы картины «Влюблён по собственному желанию» собирались снять продолжение, рассказывающее о дальнейшей судьбе Веры и Игоря.
Однако проект не удалось реализовать из-за категорического отказа Олега Янковского. Актёр заявил режиссёру, что «дважды в одну воду не входят», а без его участия съёмки были просто невозможны.