Обычно всё внимание уделяется капризному нарциссу — Танечке Огневой, что в конечном итоге, осталась у разбитого корыта. Ни в профессии, ни в любви она не преуспела. И вуз бросила, и мужчины оказались не те.
Тогда как её одноклассница Соня Орлова неизменно остаётся в тени – положительная героиня, одетая в скромное платье, всегда бледнее эффектной гaдины.
При том, что обе актрисы – и Татьяна Пилецкая, и Татьяна Конюхова считались первыми красавицами эпохи Оттепели.
Разумеется, не лишь они, но, когда фильм вышел, многие ходили смотреть именно на двух прелестниц, ну, и на двух привлекательных мужчин – Георгия Юматова и Юлиана Панича (советский Жан Марэ).
Впрочем, там и люди старшего поколения красивы (Бруно Фрейндлих, Ада Войцик, Ольга Жизнева). Какой-то зашкаливающий процент интересных лиц в кадре! Но вернёмся к прилежной и очаровательной Соне Орловой.
Хорошенькая блондинка на протяжении всего фильма доказывает Стёпану Огурцову (который Юматов), что она ему не просто друг-приятель дамского пола, а девушка-мечта.
Что же касается Огурцова, то он к ней равнодушен, ибо его грёза – это Огнева.
Он ей, а не Соне, пишет письма. Он ревнует и неумело пытается вызвать ревность (врёт, что женат и так далее).
Он подсознательно чего-то жаждет – вернее, понятно, чего: а вдруг Таня и Федя расстанутся и тогда… Соне же он не передаёт даже маленького привета.
И тогда Орлова бросает всё и летит в далёкий край, где её любимый трудится на промышленном гиганте. И там она – в течении трёх лет (!) продолжает штурмовать Огурцова. А он?
Похлопывает Соню по плечу, называет лучшим товарищем, уважает, как человеко-единицу, заступается за неё перед выпившими работягами, назвавшими её девчонкой. Дружит. Делится секретами. А та — рыдает в подушку. Степан — что?
По первому же зову летит к Танюшке, и его охлаждает резкое понимание, что девица, расставшаяся с Федей, не выберет и Степана – все её мысли на тот момент были заняты композитором Рощиным и его регалиями.
А Соня всё терпит и надеется. И она всё-таки дождалась!
Разочарованный и разбитый Огурцов женится на доброй и заботливой девушке. Он (вроде как) разглядел её наконец-то. Ничего он не разглядел.
Это обычное поведение в состоянии аффекта, после холодного душа, которым, по сути, его окатила вертихвостка Огнева.
Помните момент из другого фильма – «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), где главгерой, в очередной раз обиженный той Клавой, говорит влюблённой в него Тусе: «Я тебя люблю», а та его разворачивает лицом к реальности: «Ты всегда будешь любить только Клаву»?
И в этом горькая правда – никогда Соня (особенно преувеличенной заботой) не сможет заменить Огневу, и Степан будет иметь жену-друга, с которой и будет обращаться, как с «надёжным тылом».
В финале мы видим их быт, где всё это заметно, хотя, тщательно вуалируется сценаристами.
Для этого парня Соня – обыденность. Увы. Это пара, где один человек любит, а второй – позволяет себя любить. Она могла бы найти другого. Но… Для неё любой другой, пусть краше и умнее, тоже будет обыденностью.