Правда, в «Самой обаятельной…» Васильева смешная, а в «Переступить черту» – пугающая.
Примечательно, что актриса говорит в обоих фильмах с одной и той же интонацией, ибо играет один и тот же тип личности – манипулятора, становящегося жертвой своих умений. Но как по-разному смотрятся эти шикарные дамы!
Чем интересен этот детектив с тусклым названием (а так можно назвать большинство кинокартин о преступлениях)? Он смотрится так, будто это 1987-1988 годы, а не 1983-1984, когда снимали «Переступить черту».
Есть несколько фильмов (я после текста дам ссылки на парочку из них), которые можно отнести к «прото-перестроечным».
Здесь очень много отсылок …к ближайшему будущему. Первое, что бросается в глаза – участие молодёжной рок-группы в сюжете.
Питерский режиссёр Юрий Колтун (в 1991 году эмигрировал в Германию) снял популярных парней из группы «Алиса» – они изображают по факту самих себя, мятежную «банду», поющую «странные песни» на квартирниках.
И один такой квартирник показали – подпольный делец собрал на своей даче «нужных людей» и в качестве десерта представил им бунтующих пацанов.
Явлены рожи слушателей – им захотелось «остренького», но не понравилось. Им бы про тюрьму-и-волю. Ребяткам – ещё больше не понравилось, впрочем. Петь для этих… О, нет!
Уже тогда рок и юношество противопоставили некоей тухлой жизни. Однако в 1983-1985 годах эту затхлость не распространяли на всё советское.
Да, парни бузят и орут, но не супротив системы. Она-то хорошая (в лице следователя прокуратуры). Тогда как отдельные личности… Правда, окружающая действительность всё равно получилась серой и вроде как требующей срочной переделки.
Так вот о личностях! В центре внимания – дама-экстрасенс Анна Калязина (Татьяна Васильева). В те годы была модная тема – паранормальные явления и особые дары природы.
Синдром Раисы Захаровны! Даже техническая интеллигенция завороженно внимала переписанным от руки гороскопам, искала тайные знаки и любила тему Бермудского треугольника.
Медиумы, предсказатели, йоги, филиппинская медицина – советское общество так устало от декларируемого материализма, что искало отдушины.
В ряде эпизодов мы видим ещё одну тогдашнюю знаменитость – иллюзиониста Владимира Данилина, который играет сам себя. Он-то и помогает правоохранительным органам «расколдовать» замороченного свидетеля.
Имеются тут и типичные для «милицейского детектива» фабулы – похищение у пожилой аристократки (точнее, у советской гражданки «из бывших») старинных часов, сделанных самим Бомарше (а он был не только драматургом и авантюристом, но и потомственным часовщиком из семейства Карон).
К этим часам Галантного века впоследствии имел отношении сам Пушкин. Орудует – при помощи Калязиной! – некто Викентий Войнаровский, собравший гигантскую коллекцию в годы Блокады.
Здесь вспоминается одна из линий «Подпаска с огурцом» (1979), где маститый коллекционер оказывается преступником, отбиравшим у голодных людей их ценное имущество или дававшего кусок хлеба в обмен на шедевры мировой живописи.
В отличие от сумрачных и гнусных перестроечных лент, как правило, заканчивающихся …пустотой и торжеством несправедливости, тут всё в ажуре, и Калязина признаётся в своих злодеяниях.
Ей читают мораль о том, что она истратила дар, могущий помогать на вселенские мерзости, и графиня (бывшая) Воронцова умерла, обворованная подельниками Калязиной.
Но мы-то с вами понимаем – очень скоро наступит такая «вольница», что действия этой мадам Калязиной будут казаться невинной игрой, как и воровство часов эпохи позднего рококо.
Но в тот момент нам транслировали, что справедливость — это общественная норма и никакие ухищрения вам не помогут, (не)уважаемые жулики!