Человек, который спас мир: как подполковник Станислав Петров предотвратил ядерную катастрофу

Это произошло в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года, когда на командном пункте секретной части Серпухов-15 компьютер выдал предупреждение: с территории США запущена баллистическая ракета.

Что пережил в ту ночь подполковник Станислав Петров, возглавлявший дежурство на КП? О чём он думал? Какие решения принимал? Об этом — в нашем материале.

Удивительно, но о Станиславе Петрове, который предотвратил ядерную катастрофу на Земле, долгое время на родине не знали. О том, что этот человек сделал для всей планеты, заговорили через годы после описываемых нами событий…

Вопрос «кем быть» для Станислава Петрова не стоял

Станислав Петров родился на Дальнем Востоке, там же прошло его детство. Вопрос «кем быть» перед мальчиком не стоял, он воспитывался в семье потомственных военных.

Петров закончил Киевское высшее инженерное радиотехническое училище и приехал в часть Серпухов-15 в Московской области.

Молодой человек пошёл работать по призванию, с космическими аппаратами. Несмотря на трудности (тяжёлая работа, скользящий график), Станислав гордился своей работой.

Как это было

В ночь на 26 сентября 1983 года на командном пункте СПРН в секретной части Серпухов-15 компьютер сообщил о пуске баллистической ракеты с территории Америки.

Интересно, что именно в ту ночь Станислав Петров мог не оказаться на командном пункте, он пришёл на работу вечером 25 сентября, чтобы подменить штатного дежурного.

Подполковник пришёл на смену, под его началом работали ещё 80 военнослужащих, всё шло как обычно… И вот, в 00:15 компьютер дал предупреждение: с базы на Западном побережье США в сторону СССР летит ракета…

Информация о предполагаемом пуске поступила от советской космической системы раннего предупреждения «Око». «Око» было создано для того, чтобы власти СССР имели временной запас для принятия решения об ответном ударе.

Станислав Петров вспоминал этот момент: «Машина показывает, что достоверность высшая. Сирена орет как оглашенная. Сверху на стене горят большие красные буквы: «СТАРТ». Значит, ракета точно пошла.

Я посмотрел вниз на свой боевой расчет. Кто-то даже вскочил со своих мест, на меня оборачиваются. Повысил голос, приказал немедленно занять свои посты.

Надо было все проверить. Не могло так быть, что это на самом деле ракета с боеголовками»…

Почему Станислав Петров засомневался

Почему подполковник тогда засомневался? Ведь советская СПРН считалась очень надёжной, она могла отслеживать чужой запуск уже в момент выхода ракеты из пусковой шахты!

Множество уровней проверки подтверждали — ракета движется в сторону Советского Союза! Но Петров задумался. Во-первых, при настоящем ядерном пуске, к СССР должна была лететь не одна ракета, а несколько.

И выйти они должны были, по логике вещей, с нескольких баз, а не с одной-единственной.

Во-вторых, если пуск действительно произошёл, ракеты должны были засечь радары, которые сообщают о приближении ракет примерно за 20 минут до попадания их головных частей на территорию СССР. Но радары ничего не засекли…

Петров позже рассказывал журналистам: «Тогда я принял решение, что компьютер себя ведет неправильно, позволил себе не поверить ему, потому что я сам его делал. Кому-кому, а создателю можно…

Я же был алгоритмистом. Все программы я учил и знал их гораздо лучше компьютера. Компьютер никогда не может быть умнее человека, создавшего его.

Ведь компьютер решает все математически, а у человека в глубине души еще имеется что-то непредсказуемое. И у меня тоже это непредсказуемое чувство тоже было»…

«Я не буду зачинщиком Третьей мировой»

Данные с компьютера на командном пункте дублировались вышестоящему начальству Петрова. Когда подтверждения пуска ракеты от подполковника не поступило, на КП раздался звонок по правительственной связи.

Петров поднял трубку и доложил: «Я выдаю вам ложную информацию». И прямо в этот момент снова взревели сирены: пошла вторая ракета…

Станислав Петров вспоминал: «Мне казалось, что моя голова превратилась в компьютер — множество данных, но в единое целое они не формировались…

Теперь оставалось лишь ждать, пока ракеты, если они действительно были запущены, вторгнутся в наше воздушное пространство и их засекут радары. Произойти это должно было через 18 минут, но не произошло».

Это сейчас мы изучаем с вами подробности этой истории и нам кажется, что у подполковника было достаточно времени, чтобы спокойно обдумать ситуацию.

Но на самом дел счёт шёл на минуты. По словам Петрова, сомнения в правильности принятого решения у него всё же были: «50 на 50 было уверенности.

Мелькала мысль, а стоит ли? Надеялся на второй эшелон… А если что-то начнется, то не я буду зачинщиком Третьей мировой…»

Забежав вперёд, мы расскажем вам, почему на таком стратегически важном объекте система дала сбой.

Через полгода выяснилось, что виноваты были во всём… лучи солнца, которые определенным образом отразились от облаков и засветили спутник как раз над военной базой в Северной Дакоте. В

дальнейшем военные научились купировать такие ситуации, больше они не повторялись.

О награде «забыли»

Вскоре после этого события на КП приехал главнокомандующий войсками, генерал-полковник Юрий Вотинцев. По словам Станислава Евграфовича, генерал пообещал наградить Петрова орденом, однако, когда позже начались проверки, руководство не только передумало награждать подполковника, но ещё и нашло много нарушений.

Госкомиссия обвинила Петрова… что он не заполнил вовремя боевой журнал.

Человек, спасший мир, вспоминал: «А чем мне заполнять, если в одной руке микрофон, а в другой телефонная трубка, чтобы докладывать? А потом написать тоже нельзя было — это дописка, уголовно наказуемое деяние.

Тогда мне пришлось очень несладко. Начали выискивать недостатки, а тот, кто хочет найти недостаток, обязательно его найдет. Генерал-полковник Юрий Вотинцев тогда устроил мне разнос, а потом, спустя 10 лет, в печати извинялся».

Даже жена не знала, где работал Станислав Петров

Так получилось, что секретность объекта, на котором работал Петров и политические соображения его руководства, привели к тому, что о его поступке, и о том, что он сделал для планеты, фактически предотвратив Третью мировую, никто не знал.

Даже жена и дети Станислава Евграфовича не знали, где он работает: «Моя жена и дети знали, что я работаю с космосом, тем более, моими настольными книгами были «Небесная механика», «Основы теории полета космических аппаратов»…

Вы бы видели глаза моей жены, когда журналисты впервые приехали ко мне домой и она узнала, где я работал»…

Всемирное признание

Станислав Петров ушел в отставку на следующий год — в 1984 году, так и не получив полковничьих погон. Для этого было несколько причин.

Во-первых, подполковник сам говорил, что очень устал, во-вторых серьёзно заболела его жена… Поэтому Петров уволился и перебрался с семьей в квартиру в подмосковном Фрязине.

А в 1993 году генерал Вотинцев, который когда-то устроил Станиславу Евграфовичу разнос, рассказал в статье, в газете «Правда», какую роль в 1983 году сыграл подполковник Петров.

После этого Петровым заинтересовались зарубежные журналисты и его имя стало известно всему миру.

В 2006 году, в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН Станиславу Петрову вручили статуэтку от международной общественной организации «Ассоциация граждан мира».

В 2012 году Станислав Евграфович получил премию германских СМИ, через год ему вручили Дрезденскую премию «за предотвращение вооружённых конфликтов и насилия» (такую премию, кстати, получил ещё и Михаил Горбачев).

А ещё через год, в 2014 году, вышел фильм, посвящённый Петрову: «Человек, который спас мир». Посмотрите на канале Cinema трейлер этого фильма.

Станислав Петров ушёл из жизни 19 мая 2017 года, журналисты узнали об этом спустя несколько месяцев… А год назад, Роджер Уотерс (Pink Floyd) опубликовал новую версию песни «The Gunner’s Dream», посвятив её Станиславу Петрову.

Он представил новый вариант хита такими словами: «Странно думать, что если бы Станислав не оказался в нужном месте в нужное время, никого из нас не было бы в живых. Никто, кому сейчас меньше 37 лет, вообще не появился бы на свет»…

Оцените статью
Человек, который спас мир: как подполковник Станислав Петров предотвратил ядерную катастрофу
– С нами жить будет? Ладно. Только чтобы в нашу комнату не лезла, — буркнула дочь