И в частности тема музейных краж. Вспомним хотя бы горячо любимых мною Стариков-разбойников (1972).
Однако, сегодня я хочу поговорить о делах более серьезных — о Сицилианской защите (1981).
В то время популярность Александра Абдулова, снявшегося в одной из главных ролей в этом фильме, была просто невероятной.
Народ шел в кино «на Абдулова» и потому популярность фильму была обеспечена.
Но эта самая популярность Абдулова полностью лишила фильм интриги, важной составляющей всех детективов — кто преступник, было понятно с самого начала, ведь никто не будет приглашать такого шикарного актера только для того, чтобы он просто походил туда-сюда.
Впрочем, даже если бы интрига сохранялась до самого конца фильма, как это положено настоящему детективу, фильму это не помогло — он попросту скучен.
И дело не в том, что в фильме нет эффектных погонь или что тема музейных краж сама по себе не интересна.
Нет, дело в слабой постановке. Для режиссера Игоря Усова, поставившего такие прекрасные фильмы как Табачный капитан (1972) и Вы любили когда-нибудь? (1973) фильм Сицилианская защита является, по сути, неудачей.
Фильм скучен, герой Абдулова манерен, детективная составляющая не укладывается ни в какую логику.
Вы когда-нибудь пробовали считать количество подвесок, которые герой Абдулова пытается вывести за границу?
Зрителям озвучивается цифра в 2000 штук, однако, как они умещаются в тех 10 ящиках, в которых вывозятся, скажем так, законные подвески, совсем не понятно.
Как и не понятно, каким образом один человек смог все их упаковать в ящики. У него явно должен был быть помощник. Но кто это?
Опять же непонятно длинное расследование того, кто дежурил на «Скорой».
Еще при первом просмотре фильма я задавалась вопросом — о почему нельзя было банально позвонить и спросить, кто в этот день дежурил?
Зачем нужно было устраивать настоящие «шпионские игры» там, где все можно узнать в течении двух минут.
В общем, как детектив фильм не представляет собой, на мой взгляд, никакого интереса.
Но все-таки у фильма есть свои несомненные достоинства — это актеры.
И здесь просто раздолье для наслаждения.
Во-первых, прекрасная балерина Надежда Павлова, в то время находившаяся на пике своей популярности.
Чудесный актер Валентин Никулин, обладатель уникального голоса.
Так что общее впечатление от фильма, скорее, «да», чем «нет» — приятная ностальгия и восхитительные актеры не дадут заскучать, несмотря на нестыковки и косяки в сюжете.
А вот что касается названия фильма, то оно мне категорически не нравится, поскольку настолько «притянуто за уши», что режет слух — на последних кадрах следователь (Н. Волков) внезапно спрашивает героя Абдулова:
Вы в шахматы играете?
Почему про шахматы, а не про бадминтон? Ведь ни то ни другое за все полтора часа фильма ни разу не упоминалось.
Авторы даже не собирались скрывать, что внезапный интерес к шахматам вызван одной единственной причиной — желанием как-то оправдать эффектное название фильма.