Фильм, где Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко стали одним персонажем

Приключенческая лента «Право на выстрел» (1981) посвящена дальневосточным морякам-пограничникам, которым пришлось столкнуться с кознями японской разведки и разгадать хитроумный план по передаче разведданных.

Для режиссёра Виктора Живолуба эта динамичная лента стала первой в череде лент о работе спецслужб, позднее в его фильмографии появятся и другие картины о пограничниках и разведке, и даже более успешные.

Пока же, в 1980, режиссёр принялся за реализацию сценария писателя и сценариста Олега Смирнова.

Олег Смирнов о буднях пограничников знал не понаслышке, когда-то он сам служит в пограничных войсках, и большая часть его произведений посвящена как раз этой теме.

В «Праве на выстрел» главным героем стал капитан сторожевого корабля, опытный, думающий, умеющий анализировать и учиться, который раскрыл замысел японских шпионов. Противником Никитина в этой игре оказался капитан японской шхуны Синдо, которому предстояло забрать пловца с разведдаными, обманув советских пограничников.

После нескольких проб роли Никитина и Синдо получили Владимир Ивашов и Талгат Нигматулин.

Популярность Талгата Нигматулина тогда была огромной, ведь только что вышел боевик «Пираты ХХ века» (1980), где он сыграл одну из главных ролей — жестокого пирата Салеха, знатока восточных единоборств. Тут не могу не отметить, что

в фильмографии Талгата масса положительных ролей, но в истории советского кино он остался этим самым Салехом, героем не просто отрицательным, а отвратительным,

как и Вадим Спиридонов, о котором я писала пару дней назад.

Позднее, во время озвучания, Талгат Нигматулин был занят и не смог озвучить Синдо. Вместо себя он предложил своего давнего товарища, партнёра по спаррингам и коллегу по «Пиратам ХХ века» Николая Ерёменко.

В итоге у японского капитана Синдо восточная внешность Талгата Нигматулина и голос Николая Ерёменко. И выглядит это странно, а от ассоциаций с «Пиратами» отделаться просто невозможно.

В роли помощника Никитина Крымова появился Александр Мартынов. Во время съёмок «Права на выстрел» вышла картина «Миллионы Ферфакса», где актёр сыграл учёного-злодея, так что его имя тоже было известно.

В небольшой роли появился Александр Январёв, а роль капитана другой японской шхуны, экипаж которой нелепыми действия отвлёк пограничников, получил Болот Бейшеналиев, киргизский арист и первый учитель из одноимённого фильма Андрея Кончаловского 1965 года.

Пару слов об актрисе, сыгравшей следователя. Это латвийская исполнительница Регина Разума, которая в кино попала случайно.

Регина планировала стать балериной, окончила Рижское хореографическое училище. Впервые на съёмках она оказалась в начале семидесятых, причём роль получила из-за привлекательной внешности.

У Разумы действительно классическая сдержанная красота, гармоничностью которой сложно не восхищаться. После дебюта Регину заметили режиссёры и начали приглашать уже как актрису.

Какое-то время она пыталась совмещать танцы и кино, но позже всё же отдала предпочтение второму, а потом получила актёрского образование.

В «Праве на выстрел» Регина Разума сыграла фактически единственную женскую роль

(в кадре ещё была помощница следователя, но она мелькнула лишь в двух эпизода).

Когда подготовленный к прокату фильм представили на худсовет, чиновники попросили исключить из приключенческой ленты романтическую линию.

Изначально задумывалось, что в строгую следовательницу влюблены и Никитин, и Крымов, а ей предстоит сделать выбор между двумя мужчинами.

Цензоры сочли, что в фильме агитационно-патриотической направленности такой поворот будет лишним, так что его убрали, хотя какая-то романтика там явно напрашивается.

Но в финальной версии романтикой стала служба в дальневосточных морях.

Фильм получился интересным, динамичным, интригующим и вовлекающим в действие.

Кроме того, в нём есть подводные съёмки, погони и стрельба. Но ищите хорошую копию, чтобы всем этим насладиться, мне досталась некачественная, так что впечатление немного испортилось из-за картинки.

Оцените статью
Фильм, где Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко стали одним персонажем
Каким мог быть фильм «Девчата», если бы на роли взяли других актеров