«Чародеи» — Алёна Санина и мода начала 1980-х

И, хотя, до Нового Года ещё есть время, сегодня хотелось бы рассмотреть костюмы Алёны Игоревны Саниной из кинокомедии «Чародеи» (1982).

Товарищ Брыль, сказавший «…у Алёны Игоревны лицо типическое» был отчасти прав – у ведьмочки из НУИНУ внешность обыкновенной …фотомодели первой половины 1980-х, и мне не составило большого труда найти образы из тогдашних журналов мод.

Итак, начну с белого мехового комплекта. В те годы на Западе утвердился яппи-стиль (yappie), подразумевавший роскошь, броскость, помпу. Выглядеть актуально = выглядеть очень богато.

Меховые шубы и палантины, воротники, громадные шапки (к слову, пришедшие из некоей «русской моды», как её понимал Ив Сен-Лоран) – всё это активно демонстрировалось на подиумах и в прессе.

В СССР не отставали и дублёнка, этот символ преуспевания, был потеснён меховой шубкой или хотя бы полушубком, как у Алёны.

Его (полушубок) носили с джинсами и полусапожками — лучше всего, купленными во Внешпосылторговской «Берёзке».

Далее, стиль яппи – это блестящие ткани с золотистым отливом или же «золотые» аксессуары, ибо что может лучше явить богатство, как не золото?

В мир моды ворвался итальянский мачо Джанни Версаче с его нарочитым блеском – он брал для демонстрации своих безумств только самых шикарных моделей – яппи-стиль не подразумевал «элегантной роскоши» и отрицал эстетство.

В сцене свидания с гражданином Сатанеевым на Алёне интересный, почти «золотой» костюмчик со штанами-бананами. Эти «бананы» были каким-то наваждением у бешеных модниц начала 1980-х!

Эта форма очень мало, кому подходила – расширяющиеся от стянутой талии и скреплённые в районе щиколоток, они делали бомбовозом практически любую женщину.

Кроме очень стройных и широкоплечих, как диктовалось яппи-стилем.

Девушка-яппи, занятая аэробикой или иной физкультурой (мы не знаем этого об Алёне, однако, она в одном из диалогов – с Южным Гостем сказала: «Я на диете!», а эти два момента – аэробика и диета шли и тогда общим курсом).

Так вот идеальная яппи-девушка имела мощный торс и узкие бёдра, а штаны-бананы уравновешивали силуэт.

Сюда же — к этой явной и беспримесной роскоши — относится вечерний наряд одного из оттенков красного, с немыслимыми рюшами. Такая показная эффектность, исключающая иные токлования.

Впрочем, белое, хотя и скромнее, гармоничнее, всё же относится к тому же направлению.

Считается, что белое платье с широкой оборкой, декорирующей лиф, сталохитом после свадебной церемонии Дианы с Чарльзом в 1981 году.

Правда, у Дианы были рукава-буфы, а Санина предпочла отсутствие рукава, что делает фигуру изящнее. Кстати, у другой кино-героини – Нади, блондинки-за-углом тот же вариант и без рукавов, но — другого фасона.

К слову, это платье с рюшами — последний всплеск ретро-стиля 1970-х, так как имитировало декор …1890-х годов.

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. Странички из журналов мод. https://ru.pinterest.com/

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. Странички из журналов мод.

Далее – офисный дресс-код, который и тогда имел место в учреждениях и НИИ. Правда, не все его соблюдали – умникам, вроде Брыля с Ковровым, дозволялось ходить в затрапезном виде (помните, став «замороженной», Алёна выговаривает учёным насчёт их облика?) В одной из сцен девушка появляется в юбке с блузой. Всё очень простое и – стильное. На рубеже 1970-х – 1980-х силуэт сделался жёстче.

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. Сканы из журнала «Работница». 1981 год. Личная коллекция.

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. Сканы из журнала «Работница». 1981 год. Личная коллекция.

Это ещё не была «квадратная» агрессивность середины десятилетия, но всё к тому шло. Даже складки расклешённых юбок кажутся жёсткими! Чётко фиксируется талия – часто при помощи широкого пояса или за счёт кроя. Блузы становятся объёмными. Ушла плавность, свойственная 1970-м годам, а обтягивающие блузы и батники с «длинноносыми» воротниками (или с ушками, как иной раз пишут) стали вызывать хохот.

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. / Советские пособия по вязанию. Личная коллекция. Фото.

Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скриншот. / Советские пособия по вязанию. Личная коллекция. Фото.

Ещё одна важная деталь – вязаные вещи, которые тогда были в ходу. И не только в СССР, где наблюдался дефицит модной одежды, и почти все женщины вязали сами. На заваленном товарами буржуазном Западе большим спросом пользовались разнообразные пособия по вязанию, да и шитью – тоже. Но вязание было каким-то общим «помешательством». На Алёне – явно само_вязанная вещь или же имитирующая ручную вязку. Во всех-то нарядах она была хороша, эта Александра Яковлева…

Оцените статью
«Чародеи» — Алёна Санина и мода начала 1980-х
Юрий Яковлев: «Как при такой стеснительности я стал актером — не знаю»