Я долго не мог понять, кем же были в фильме «Веселые ребята» преклоняющаяся перед всем Западным девушка Лена и ее высокомерная мать, обидевшие простого пастуха Костю Потехина.
Понятно, что это карикатура на социально чуждый трудящимся Сталинского СССР элемент. Но какой?
Для каких-то дворянских «недобитков» эти женщины ведут себя очень нагло, последние в этот период сидели в СССР тише воды ниже травы. Да и денег у «бывших» к этому времени уже давно не было.
Может быть, Лена и ее мать являются советской партноменклатурой?
Но они настолько карикатурно буржуазны и старомодны, что никак не могут быть советской элитой, которая в 1930-е годы как минимум внешне пыталась шагать в ногу со временем.
Бывшие «НЭПманши»? Но политика НЭПа уже в 1931 году была полностью запрещена.
Высмеивать бывших частников короткого периода экономической Ленинской вольницы в 1934 году (время выхода фильма) было уже совершенно неактуально и даже политически нецелесообразно.
Остаётся еще советская богема или творческая интеллигенция. По идее, довольно похоже. Но в фильме мы видим, что Лена, кроме того, что совершенно бездарна как певица, так еще и довольно малокультурна.
Лена что-то энергично жует на концерте классической музыки и вообще постоянно преувеличенно жеманничает, таращит глаза и хохочет (нет — гогочет!) как актриса из дешевого балагана. Так что тоже, скорее всего, нет.
Но ведь простым советским зрителям в 1934 году без всяких загадок должен был быть легко понятен социальный посыл этого фильма. Как же так?
Дело в том, что при реставрации фильма в 1978 году в титрах изменили уже к тому времени малопонятное название роли Лены. Но в оригинальной версии 1934 года Лена именовалась как «Дитя Торгсина».
«Торгсин» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) получил в народе печальную известность.
В этой организации по очень невыгодной цене можно было обменять оставшиеся на руках у частных лиц ценности (золото, бриллианты, антиквариат и т.п) на продукты питания или другие нужные в хозяйстве товары.
При этом все сданное в Торгсин советскими гражданами тут же перепродавалось иностранцам за валюту (или тем же гражданам СССР за чеки от сданных вещей) в несколько раз дороже.
За счет этого Торгсин, по сути, выкачал у населения все последние ценности, сохранявшиеся после революции 1917 года или накопленные при НЭПе.
В СССР начала 1930-х годов даже широко ходила переделанная из Лукоморья А.Пушкина частушка, которая начиналась так:
У Лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в Торгсин снесли.
Торгсин был государственной организацией, но понятно, что оценка сдаваемых ценностей работниками этой структуры была очень субъективной. Отсюда шли и неминуемые махинации при приемке и продаже товаров.
Поэтому Лена из фильма «Веселые ребята» как «Дитя Торгсина» и ее мать (уже очевидно, что тоже работница «Торгсина») должны были вызывать у простых зрителей вполне понятное чувство негодования.
Ведь эти женщины, по идее авторов фильма, глупые, жадные и некультурные «Торгсиновки» которые насосались народной кровушки и теперь жируют и кичатся своим достатком перед простыми советскими гражданами.
Очевидно, что в 1934 году, когда снимался фильм «Веселые ребята» участь Торгсина уже была решена.
Эта организация в целом сыграла свою роль в экономике СССР и готовилась к ликвидации, которая и произошла в 1936 году. Не грех было и высмеять ее работников.