«Кража» — антиквариат, красотка-блондинка и реставратор-гад

Самый распространённый сюжет кино-теле-детектива 1970-х годов – это битва циничных преступников и доблестной милиции за какой-нибудь старинный артефакт.

Если же смотреть на это шире, то здесь демонстрировалось противоречие между частным интересом и – общественным.

Воры непременно хотели нажиться на продаже уникальной картины, иконы, музейной драгоценности, а наши следователи при помощи неравнодушных людей мешали гадам совершить сделку.

В большинстве случаев люстру Галантного века или барочного «Святого Луку» мечтали вывезти за границу, тем самым лишив советских граждан их коллективной собственности.

«Кража» (1970) – один из первых фильмов этой обширной серии. Чем интересен этот сюжет? Прежде всего тем, что здесь нет строго-положительных и ярко-отрицательных персонажей (кроме совсем уж законченных преступников).

Нам показывают, что человек способен и на подлость, и на подвиг, а тот, кого мы считали падшей свoлoчью, раскрывается с иной стороны.

В то же время, «приличный человек» и «добродетельная супруга» могут быть способны и на оговор, и на подлог.

Людьми управляют страсти – жадность, зависть, ревность и так далее. В центре внимания сразу два ценных предмета – инкрустированная шпага, которую крадут из музея и – уникальная панагия, что оказалась в руках коллекционера и реставратора Алексея Бурова (Эдуард Марцевич в белых джинсах).

Он не производит хорошего впечатления – этакий хлыщ, обманывающий жену. Но если бы просто гулял!

Он спускает все деньги на …нет, не на эффектную блондинку Наташу (роскошная Ирина Азер), а на антиквариат. Свою нелюбимую супругу он пилит, презирает и …посылает.

Ругается, что на ужин «снова перец» и советует занять денег, выкрутиться. А он будет скупать все статуэтки Будды, ордена, кортики и так далее.

Подозрение милиционеров и – зрителей падает на Бурова. Ну, не может, такой противный мужик в белых штанах быть честным!

Однако (повторюсь) в этой истории нет прямых ответов на сложные вопросы. всю эту лихо закрученную фабулу пересказывать не буду – она стоит того, чтобы её посмотреть без спойлера, и тот, кто видел – поймёт.

В отличие от большинства размеренных советских детективов, этот — динамичный.

…Помню, когда смотрела в детстве, да и потом… не понимала, с какой радости законный приобретатель антикварной вещи (а Буров купил панагию на свои честно заработанные деньги) должен безвозмездно отдавать её государству.

И это многажды подчёркивается.

Хорошо, отдать. Но за определённую сумму – хотя бы за ту, что была потрачена.

К слову, это законодательное установление только мешало – граждане таили свои «штучки», а жулики, связанные с антик-бизнесом (а это был конкретно бизнес), на этом наживались.

Коллекционеров не любили в СССР – я имею в виду не общество, как таковое, но агитпроп их покусывал. Мол, они завладевают тем, что принадлежит всем и показывают избранным или же никому.

И тут, в «Краже» нам явили образ неплохого человека, коим завладели вещи. И они его сожрали. Впрочем, не только его.

Да, фильм хорош ещё и тем, что в нём любопытное актёрское «трио» – неожиданный Олег Борисов в роли следователя, Николай Бурляев и уже упоминавшийся Эдуард Марцевич.

Артисты из разных плоскостей, но они хорошо взаимодействуют в кадре.

И, конечно, великолепна Ирина Азер, которая, к сожалению, мало снималась, но всегда была в центре внимания.

Разумеется, она в роли коварной пособницы преступного мира, этакой нимфы порока и дольче-виты, но в финале красотка раскаивается… Но — увы.

Оцените статью
«Кража» — антиквариат, красотка-блондинка и реставратор-гад
Известные советские актёры и их близкие. Подборка частных фотографий