По архивам КГБ. Советский боевик о чекистах «Тревожные ночи в Самаре»

Фильмы такого рода — истинное сокровище. Премьера состоялась 31 января 1970 года. Это был четвертый для советского телевидения многосерийный фильм после «Вызываем огонь на себя», «Операции «Трест» и «Майора Вихря».

«Тревожные ночи в Самаре» — фильм про чекистов, основанный на реальных событиях. В 1921 году самарское ГубЧК работало над разоблачением заговора, целью которого был контрреволюционный переворот.

Именно городские архивы КГБ дали фактуру, а главное — пищу для творческой фантазии сценаристам Эдуарду Кондратову и Владимиру Сокольникову.

Правда, оба автора впервые в жизни писали сценарий, так что адаптировать его для съемочной площадки им помогал режиссер фильма Владилен Недолужко.

Съемки проводились исключительно на берегах Волги. Куйбышевская студия телевидения получила из Москвы финансирование (редчайший случай — многосерийную ленту снимала не центральная киностудия), и в 1968-м работа закипела.

В съемках, продолжавшихся полтора года, активно участвовали артисты Куйбышевского драмтеатра и, конечно, местные жители. Вообще работа над фильмом интересовала каждого горожанина.

На главные роли были приглашены актеры «из центра»: уже известные Сергей Яковлев (это он спустя два года поразит зрителей СССР своим зловещим Устином Акимычем из «Тени исчезают в полдень»)

и Владимир Емельянов (к тому моменту актер создал в кино уже более 40 героев), а также один из ведущих тогда артистов Ленинградского БДТ 30-летний Валерий Караваев.

Не имевшие большого киноопыта члены съемочной группы, преисполненные энтузиазма, смогли создать крепкий, интересный, драматически и сюжетно выверенный, а главное — зрелищный фильм.

Каждый кадр на своем месте, каждый план продуман до мельчайших деталей. Костюмы, музыка — всё на должном уровне. Про такие шедевры говорят — «звезды сошлись».

На декорации тратиться не пришлось. Куйбышев 1960-х предоставил прекрасные виды: старинные каменные дома, мощеные булыжником улицы, парадные лестницы с чугунными витыми решетками, крутые спуски к Волге, дореволюционные деревянные домишки…

Всего этого было в городе в достатке, а искать экзотику 40-летней давности помогали всем миром.

Остросюжетный телефильм «Тревожные ночи в Самаре» прославился на всю страну. Еще не сняты «Семнадцать мгновений весны», даже «Адъютант его превосходительства» выйдет на экраны позже.

Зато знаменитая впоследствии фраза Мюллера «Штирлиц, а вас я попрошу остаться» звучит впервые в «Тревожных ночах» — в первой серии на 39-й минуте. Правда, без участия самого Штирлица.

Впрочем, многие сцены из всесоюзно любимого фильма, который многократно повторяло советское телевидение, нашли развитие и стали образцом для подражания в более поздних сериалах о работе милиции и ЧК.

Оцените статью
По архивам КГБ. Советский боевик о чекистах «Тревожные ночи в Самаре»
Жить «здесь и сейчас». Разбор правил «Игры в каникулы» от вахтанговцев