1) гордость и 2) нежелание связываться с «респектабельным семейством», которое всяко круче неё — скромной труженицы.
На мой взгляд, ни то, ни другое. Катя не стала сражаться с жлoбами Рачковыми, потому что… ей было не за что уже сражаться.
Она что, претендовала на «квадратные метры», о коих с металлом в голосе вещала мадам Рачкова? Или ей нужен был мальчик с перспективами, как Людмиле?
Нет. Она со всей дyри кинулась в омут любви – была неопытна, восторженна, в этом смысле наивна.
И – получила то, что обычно получали в то время провинциальные девушки (см. фильм «Человек родился» (1956) – та же эпоха, что и время действия «Москвы…» – там девчонка тоже попалась такому симпатичному мажорчику, даже ещё хуже Рудольфа, который всё-таки трудился, а там – конкретный тунеядец).
Так вот, получив дважды ледяной душ – сначала от возлюбленного, а потом от несостоявшейся свекрови, девушка, точнее, молодая женщина, поняла, что «чашка» действительно разбита, и Рудик прав – тут нечего склеивать.
Осколки мелкие да острые — прямиком в сердце. Катя именно разочаровалась – и получила свой страшный урок.
Ей показала жизнь, что не все, кто обнимают, — любят, а так называемые интеллигентные комильфо могут на поверку оказаться жестокими гадюками.
Заметьте – Катя не стала ни оправдываться, ни кричать, что она любит Рудольфа, а не его квартиру и модную специальность.
Многие спрашивают в комментариях (и разборах): «Почему Тихомирова не рассказала Рачковым, что она всё же родня профессору, а не обычная заводская девчонка?»
Потому и не стала приплетать дядю, что для неё Рачковы перестали существовать.
Во 2-й серии Катя говорит Рудольфу-Родиону, что она его ещё долго любила и полагала, что это алчная мать сбивает с толку. Однако чашка всё равно была разбита и я не думаю, что, если бы Рудик пришёл через год, он бы получил тёплый приём.
И опять же, дело не в гордости, а в глубокой разочарованности. Она бы его не простила уже тогда. Он же предал. Хотя… Он тоже оказался жертвой — Катя же его обманула…