Некоторые советские «мастера» постоянно пихали себя в кадр на главные роли в фильмах, которые снимали сами. Называть тут не буду, вы и сами их прекрасно знаете.
При том, что совершенно не подходили ни по типажу, и даже по возрасту. Балабанов никогда так не делал.
Он понимал, что не обладает актерским даром. К тому же во время съемок режиссер, как правило, должен находиться «за кадром» — чтобы видеть со стороны, как все происходит.
И все-таки Балабанов появляется в четырех фильмах. Каких — сейчас расскажу.
Прежде всего озвучания.
В «Сестрах» Света и Дина приезжают к родственникам, но те отказываются их впустить. Мол, отец Дины отмажется, а нам что делать?
Роль дяди Валеры сыграл Игорь Копылов. Озвучил его Алексей Октябринович Балабанов, который много помогал начинающему режиссеру Сергею Бодрову.
Второй раз голос Балабанова прозвучал в «Грузе 200». Помните «хорька» Набоева — секретаря райкома партии, отца пропавшей Анжелики, совершенно беспомощного и бесполезного, который не может найти свою дочь?
За него тоже говорит Балабанов. Великий режиссер часто переозвучивал своих персонажей, пытаясь улучшить то, что не удалось на съемках.
Но в данном случае, скорее всего, просто голос Андрея Мокеева чем-то не устроил, а найти актера с подходящим тембром не удалось. И Алексею Октябриновичу пришлось самому поработать.
В двух фильмах Балабанов принял участие как артист, и в обоих сыграл самого себя.
В гениальной короткометражке «ТрофимЪ» режиссер появляется в самом конце. Обязательно посмотрите! Всего 20 с небольшим минут, а какой туда упакован сюжет!
Великолепные актеры: Сергей Маковецкий, Анатолий Журавлев, Зоя Буряк, да еще и Алексей Герман. Балабанов играет человека, которому почти 100 лет спустя удалось достать пленку, куда случайно попал Трофим.
Несколько секунд записи, но благодаря замыслу Алексея Октябриновича мы узнаем, что за этим нелепым мужичком — целая жизнь и человеческая трагедия.
И наконец в фильме «Я тоже хочу» Балабанов сыграл кинорежиссера, который погибает от радиации.
Алексей Октябринович предчувствовал скорую смерть и показал ее в своей последней философской кинокартине-притче. Пожалуй, самое недооцененное кино Балабанова.
Это был великий человек, но очень скромный и непритязательный. К славе он не стремился, и не норовил все время влезть в кадр. Поэтому и остался только в четырех фильмах.
Добавлю, что Балабанов закадровым голосом пересказывает сюжетные «лакуны» в неизданной «Реке», но это все-таки отдельная история…