Иногда из-за меняющейся политической ситуации в мире киноленты подвергались корректировке спустя годы.
Превращение Ксанки
Героиня «Неуловимых» в начале фильма предстаёт перед зрителями в образе мальчишки. Режисеру Эдмонду Кеосаяну хотелось показать её «превращение» в девушку красиво.
С этой целью они с оператором создали сцену вечернего купания героини в лучах заходящего солнца. Виден только силуэт обнажённой Ксанки. Вдалеке притаился очарованный Яшка.
«Я снимал на контровом свете в лучах заката, все было очень деликатно, трогательно, чисто, красиво».
Но госкомиссия эпизод назвала эротическим и решительно запретила.
Хулиганская заставка
Говорят, этот фрагмент вырезала цезура. И всё же неизвестно, была эта заставка в фильме изначально или её создали позже…
Вызывает большие сомнения тот факт, что её вообще могли представить к показу в те времена.
Бывалый и Балбес начинают писать на заборе первые буквы неприличного слова, но, услышав милицейский свисток, дописывают другое. Получилось: «ХУдожественный фильм» .
Дикари за социализм
«Операцию «Ы» перекроили спустя пять лет после выхода в свет. Обстановка в мире изменилась, некоторые страны Африки встали на путь построения социализма.
А потому «чернокожего» Федю, бегающего в наряде дикаря, из фильма решили убрать.
Позже из телеверсии вырезали знаменитую фразу Шурика «Надо, Федя, надо!» Оказывается, Федей в ЦК называли руководителя Кубы Фиделя Кастро. Мог получиться намёк.
Но политическая ситуация в мире — категория непостоянная, и спустя несколько лет фильму вернули первозданный вид.
Сын Марины Влади в «Месте встречи»
После выхода картины Владимир Конкин переживал, что образ его героя получился менее убедительным, чем был задуман.
Если бы из фильма не вырезали пролог, в котором Шарапов с Левченко идут через линию фронта и поочерёдно тащат на себе «языка», зрителю проще было бы поверить в 25-летнего фронтовика-разведчика.
К слову, в эпизодической роли «языка» снялся старший сын Марины Влади Пьер Оссейн (его имя осталось в титрах).
Мы не увидим, как пьёт Юрский
Если бы из-за антиалкогольной кампании в стране не убрали все сцены пьянства, фильм «Любовь и голуби» получился бы двухсерийным. Чиновники посчитали, что пьянство — это не повод для смеха.
Больше всех пострадал Сергей Юрский, так как любителем спиртного показан именно его герой.
А вот актёр Александр Михайлов очень сожалел, что при жестокой корректировке безвозвратно уничтожили очень яркие и остроумные фрагменты.
Зачем «Бриллиантовой руке» ядерный взрыв?
Пьющие персонажи, неадекватная управдомша, заграничная проститутка в кадре, стриптиз, показ мод с бикини — как вообще не запретили этот фильм?
Но предусмотрительный режиссёр Леонид Гайдай придумал хитрый маневр. В конце фильма он вставил невероятной силы ядерный взрыв в морской дали.
И настаивал перед комиссией, чтоб вырезали из фильма всё что угодно, только не взрыв. Чиновники из кино никак не могли его оставить.
После долгих споров и уговоров Гайдай пошёл на уступки и согласился взрыв убрать, но при условии, что остальная часть фильма останется нетронутой.
Безусловно, из-за цензурных условностей художественные произведения теряют свою целостность. Но в нынешние времена по цензуре начинаешь иногда скучать.