Советские экраны 60-х годов были наполнены яркими комедиями, действия которых происходит в идеальном и цветистом мире не соответствующем окружающей действительности.
И если в тяжёлое послевоенное время такие фильмы ложились бальзамом на израненное сердце советского человека, и были востребованы, то в благополучные и полные надежд 60-е годы зритель ждал от кино более реалистичных мотивов.
И одним из первых комедийных фильмов, отвечавших на зрительский запрос на комедии отображающие реальный мир, стал фильм «Дайте жалобную книгу».
Когда сценарий попал в руки Эльдара Рязанова, по ощущениям режиссёра, сюжет как будто просился в музыкальную комедию, со светлыми и нарядными героями. Но тонко чувствовавший зрителя Рязанов пошёл путем реализма.
Первое что сделал Рязанов, отказался от цвета, «Дайте жалобную книгу» это первый черно-белый фильм режиссёра. Играть романтическую пару были приглашены актеры Олег Борисов и Лариса Голубкина.
Харизматичные актеры с нестандартной для романтических героев внешностью.
Для фильма не было построено ни одной декорации, снимали в подлинных интерьерах и на натуре. Для того, что бы запечатлеть случайных прохожих в их естественном состоянии использовалась скрытая камера.
Однако от старомодных комичных сцен режиссёр полностью не отказался. Чего только стоят сцены со знаменитой троицей в исполнении Моргунова, Вицина и Никулина, здесь они предстают в образах жуликоватых работников торговли.
А исполнение ресторанной певицей, сыгранной Риной Зелёной, песни «А мне всего семнадцать лет».
Так же достаточно гротескными получились отрицательные герои сыгранные актерами Николаем Парфёновым, Анатолием Папановым и Татьяной Гавриловой.
Фильм стал для Эльдара Рязанова первым практическим опытом в поиске новых форм выражения, при помощи которых можно смешить и печалить людей одновременно.
Этот сложный жанр получит в советском кино название трагикомедия. И Эльдар Рязанов стал наряду с не менее выдающимся творцом Георгием Данелия, пионером этого жанра.