Сценарий картины родился из авторской пьесы Рязанова и Эмиля Брагинского — «Сослуживцы». К слову, второй частью этой истории должна была стать пьеса «Родственники».
«Сослуживцы» были неизменно успешны в театре, прежде чем оказались на экранах. Причем первая экранизация создавалась сразу для телевидения. Она настолько не понравилась Рязанову, что это убедило его взять проект в свои руки.
Фильм удалось снять за 63 дня, причем в редкой для того времени технике — постановке эпизодов, которые фиксировали сразу на три камеры.
Кроме того, у Рязанова не возникло проблем с актерами, многие из них уже работали с режиссером над другими проектами.
Так, Светлана Немоляева дважды претендовала на роли в фильмах Рязанова — она могла сыграть Надю в «Иронии судьбы…» или Шурочку в «Гусарской балладе».
В проекте также оказался Олег Басилашвили — актер был убежден, что идеально подходит на роль Новосельцева, хотя Рязанов уже твердо решил отдать персонажа Андрею Мягкову.
На роль начальницы Калугиной Рязанов сразу пригласил Алису Фрейндлих. В кинопроизводстве это было редкостью — мало кому удавалось утвердить актера на роль без кастинга и одобрения студийных боссов.
По сюжету стиль героев выглядит холодно, подчеркнуто официально — и невыразительно. Однако над этими образами трудилась целая команда художников.
Чтобы превратить обаятельную Фрейндлих в офисную мымру, пришлось искать самые бесформенные наряды скучных оттенков.
Несмотря на это, нужный образ удалось создать лишь благодаря очкам в массивной оправе — аксессуар принадлежал отцу оператора и стал идеальным дополнением образа.
Та же проблема возникла с Мягковым: превратить харизматичного актера в безобидного офисного работника получилось благодаря очкам.
Хотя Олег Басилашвили не получил заветную роль, артисту не было скучно в образе заместителя Калугиной. По сюжету его герой водил машину, но актер никогда до этого не сидел за рулем.
Тогда ему наняли инструктора, но тот не уберег Басилашвили от ошибок — однажды артист въехал в витрину киоска и едва не разбил камеру.
Изменения в фильме также коснулись Лии Ахеджаковой. По сценарию ее героиня Верочка была длинноногой красавицей, но ради артистки персонажа превратили в женщину с чувством стиля, хотя без модельной внешности.
Героиня также лишилась романтической линии — из вырезанных эпизодов становится ясно, что Верочка была замужем.
Одной из самых ярких сцен фильма в итоге стал романтический ужин Новосельцева с преобразившейся Калугиной. На самом деле весь эпизод был импровизацией актеров — хотя верится в это с трудом.
В итоге фильм стал классикой, а Алису Фрейндлих и Андрея Мягков назвали лучшим актерским дуэтом года.