А мне подумалось вот, что. Насчёт Кати. Помните, мама назвала её «девочкой на все времена»? Её, малозаметную троечницу, внешне обычную и даже серенькую.
Многие тут захотят поспорить. Ну, будем честны, ибо отыскивать в наружности этой девушки некую волшебную изюминку – это врать себе. Таких Кать, как вроде бы правильно сказала мама-Лавочкина, у её Ромки будет ещё много.
Но именно вроде бы. Тут Вера Васильевна ошиблась – она-то оценивала силуэт. А не суть.
Я уже писала о том, что Катя Шевченко гораздо сильнее и жёстче того образа, который на виду – хлипкая фигурка, мощные линзы очков, детские «хвостики», босоножечки из «Детского мира» в том возрасте, когда девицы просят мам купить им дамскую обувь на каблучке, ну, или тайком носят «сапоги старшей сестры», как той песне Виктора Цоя.
А тут – девочка на все времена. Заметьте, что Катюшка, будучи «так себе» — как внешне, как и в плане учёбы, книг, интеллекта – не комплексует. Она, в отличие от фигуристой акселератки Алёны, не ожидает одобрения.
Помните, как зарделась, обрадовалась Алёна, когда учительница при всех сказала, что ей очень идут косы? Так вот Катя даже бровью бы не повела – она спокойна за себя.
Кто же её сделал такой? Да мать. Неужели Шевченко-старшая не видит, что её дитя – посредственность? Видит. Но никогда в жизни так не скажет – она хвалит свою девочку и считает самой лучшей.
Поддерживает. А вот ту же Алёну, скорее всего, дома грызут – за всё, включая не_отличную учёбу. В 99 из 100 называют «дылдой» и произносят: «В кого ты такая здоровенная?»
Тогда старшеклассницам это говорили дома, и даже не с досады, а походя. Пример из фильма той же эпохи, из «Карнавала» (1981) – фраза насчёт 48-го размера Нины Соломатиной.
Очень многим девочкам довелось пройти через обесценивание домочадцами. А вот Катя эту «стадию» пропустила, благодаря своей маман. Осталась без «ценного» знания о своём крохотном росте и неказистой фигуре.
Да, у малышки непомерно выросла самооценка, и ей теперь все должны, особенно Ромка, но мы сейчас говорим не том, как трудно будет людям (да им уже трудно) с этой девочкой / девушкой / женщиной / бабушкой на все времена.
Вторая девочка на все времена тут, как раз, бабуля Романа в исполнении Татьяны Пельтцер. Тоже не Афродитой была смолоду, а наверняка, все влюблялись.