Режиссер Татьяна Лиознова родилась в 1924 году семье, далекой от искусства.
Ее отец работал инженером-экономистом, в начале войны он отправился добровольцем в ополчение, и вскоре погиб, а мама с тремя классами школы сумела привить дочери любовь к музыке и классической литературе.
Лиознова поступила в Авиационный институт, но после первой сессии поняла, что это не ее сфера интересов, и решила пойти в режиссуру, чтобы рассказать об ужасах войны.
Она поступила во ВГИК, но не понравилась Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, который посчитали, что режиссера из нее не выйдет.
Немало сил пришлось приложить Татьяне Михайловне, чтобы убедить педагогов в обратном.
Она уговорила режиссера Герасимова посмотреть ее учебную постановку «Кармен», которая произвела приятное впечатление на педагога, и Лиознову не стали отчислять.
С дипломом режиссера распределили на Киностудию имени Горького, откуда вскоре уволили – денег на зарплаты молодым специалистам не было.
И тогда на помощь пришел Герасимов, он взял бывшую ученицу ассистентом режиссера. А еще включил танец Кармен из ее постановки в одним из самых известных своих фильмов – «Молодая гвардия».
В 1958 году Татьяне Лиозновой доверили снять собственную киноленту. Славы фильм «Память сердца» ее не принес. Причина крылась в скандальном сюжете – это история любви английского летчика и советской партизанки.
Лиознова ориентировалась на общее, а не на частное, пытаясь передать дух своей эпохи. В ее первых фильмах акцент сделан на социальных группах – рабочих, военных.
Первый фильм, где показана жизнь конкретных людей – «Три тополя на Плющихе», который принес ей известность. Здесь показан короткий эпизод из жизни героев.
Но главной картиной Татьяны Михайловны, безусловно, стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», герои которого стали народными, как и фразы, произнесенные ими. А сколько анекдотов придумало про Штирлица!
Несколько лет режиссер разрабатывала эту киноленту, много времени провела в архивах, чтобы исключить малейшую историческую неточность.
Фильм «Карнавал» 1982 года стал самым близким для самой Лиозновой, потому что главная героиня очень на нее похожа.
Здесь трогательные отношения героини Ирины Муравьевой с мамой и желание обрести отца напоминали режиссеру о ситуациях из ее собственной жизни.