Удивительная история спасения советского художественного фильма «Северный вариант» 1974 года

17 декабря 1974 года на Первой программе ЦТ состоялась премьера телевизионного художественного фильма «Северный вариант».

Но этому предшествовала необыкновенная история спасения этой картины, так как за неделю до премьеры руководство Гостелерадио СССР собиралось фильм уничтожить, а его создателей наказать.

Это был, наверное, единственный случай в послевоенном советском кинематографе, когда типовой производственный фильм-агитку предлагалось немедленно уничтожить как вредительский и опасный для СССР.

И это притом, что сценарий к картине, написанный лауреатом двух Сталинских премий Константином Исаевым, за два года до этого, был утвержден без цензурных правок и замечаний.

А сам фильм был единодушно принят художественным советом Свердловской киностудии.

Сюжет картины рассказывает о трудовых буднях советских нефтяников в глухом таёжном местечке под названием Гиблая Протока.

Разведку новых территорий ведут настоящие энтузиасты своего дела под руководством начальника экспедиции Антона Шинкарёва (Евгений Лебедев) и бригадира Юрия Кожеватого (Олег Анофриев).

Подробно и достоверно показан непростой быт советских нефтяников, их тяжёлый, но ударный труд и даже личная жизнь в этих экстремальных условиях.

В целом — отличный образец советской производственной пропаганды, в котором почти все действующие лица, это добросовестные труженики, энтузиасты своего дела, воспитанные в духе социалистических идеалов, трудовых подвигов и т.д.

И при этом великолепный актёрский состав: Олег Анофриев, Евгений Лебедев, Ефим Копелян, Валентина Владимирова, Юрий Пузырёв и другие.

Так что же так напугало высоких начальников из Москвы, что даже был приказ этот фильм немедленно уничтожить, а убытки возложить на и так небогатую уральскую киностудию?

Дело в том, что по сюжету картины высшее руководство нефтяников принимает решение этот разведочный проект закрыть, не дожидаясь его завершения.

Главные герои фильма (Шинкарёв и Кожеватов) с этим категорически не согласны, и в нарушение приказа из Москвы они сами принимают решение работать дальше.

Их поддерживают и подчинённые. Можно сказать, что рядовые нефтяники бескорыстно идут за своим бригадиром, лишь веря в то, что они вместе всё-таки найдут нефть.

Вроде бы отличный воспитательный сюжет в социалистическом духе, как и задумывалось автором этой вымышленной истории.

Это возрождение духа трудовых энтузиастов 20-30 годов, который в период «брежневского застоя» был в значительной степени монетизирован и практически исчез.

Но руководство Гостелерадио обратило внимание не на это, а на то, что в картине происходит жутко крамольная вещь! А именно — невыполнение распоряжения руководства из Москвы.

Один из заместителей председателя госкомитета так и сказал, что вред от этого фильма даже нельзя измерить деньгами!

Это покушение на всю систему руководства страной, прямой призыв к невыполнению директив из центра, к бунтам на местах, к несанкционированной деятельности и т.д. и т.п.

Фильм необходимо немедленно уничтожить как вредительский, а создателей картины на первый раз строго предупредить за преступную слепоту. Если, конечно, будет доказано, что они сделали это ненамеренно!

Короче, ситуация развивалась совсем не так, как рассчитывали сценарист Константин Исаев и режиссёр картины Ольгерд Воронцов.

Вместо ожидаемых премий, которые обычно выдавали за производственные фильмы, они уже готовились, что называется, сушить сухари.

Картину и её создателей спас заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Василий Филимонович Шауро. Слух о якобы крамольном фильме дошёл и до него.

Он его посмотрел и вынес свой вердикт: фильм, с точки зрения пропаганды очень полезный и его нужно немедленно показать по ЦТ!

И буквально через пару дней, изменив уже заранее составленную сетку телевещания, 17 декабря 1974 года по Первой программе телевидения прошла премьера телефильма «Северный вариант».

Так как подобные распоряжения из ЦК не обсуждались и выполнялись сразу!

А по поводу обвинений в крамоле Василий Шауро ответил своим подчинённым оппонентам из Гостелерадио, что, мол, и среди министерских приказов бывают ошибочные.

И нечего это скрывать от наших зрителей, народ и так об этом знает. А фильм к тому же будут смотреть и такие горе-чиновники. Может, они для себя тоже сделают соответствующие выводы!

Но говорят, что главной причиной такого решения было то, что Олег Анофриев был любимым артистом Василия Филимоновича Шауро. Хотя это всего лишь слух. Но, как бы там ни было, фильм увидела вся страна.

Такая вот история о вроде бы обычном советском производственном фильме, которая могла закончиться совсем по-другому.

Оцените статью
Удивительная история спасения советского художественного фильма «Северный вариант» 1974 года
«Жестокий романс». Лариса Огудалова при любом раскладе — не жилец