Детектив от экс-кгбшника, где советского учёного сгубила шпионка-красавица

Главный герой фильма «Смерть на взлёте» (1983) передавал секреты оборонки на Запад, но сам об этом не знал.

Но когда ему предложили официально перейти на сторону зла, он осознал, что попал в ловушку, и сделал правильные выводы. Правда, хеппи-энда всё равно не случилось.

Сценарий ленты появился благодаря повести Андрея Кузьмича Соловьёва «Волки гибнут в капканах».

Ещё в конец тридцатых молодой Андрей Соловьёв начал службу в НКВД, во время войны служил в «Смерше», а потом много лет провёл в КГБ.

Параллельно со службой Соловьёв писал книги, в том числе художественные, а в 1982 году вместе с Владимиром Кузнецовым написал и сценарий. Но этот опыт работы для кино так и остался для него единственным.

А вот Владимир Кузнецов — это опытный сценарист-детективщик. Он, в частности, был одним из авторов трилогии о полковнике Зорине и приключенческой милицейской картины «Сыщик» (1979).

Реализацией занялся режиссёр Хасан Бакаев, специализировавшийся на короткометражках.

В фильме две сюжетные линии, которые в финале сходятся. Главный герой первой линии — 33-летний Игорь Крымов, сотрудник засекреченного НИИ, разрабатывающего инновационные виды стали.

Как-то он видит красивую девушку, а потом совершенно случайно они встречаются снова.

Знакомую зовут Нора, она живёт в Прибалтике и, будучи аспиранткой-этнографом, приехала в Москву собирать материал.

Запланировать новую встречу не получается: Игорь занят, а Нора уезжает, но спустя несколько намерена вернуться. И Игорь проводит на вокзале полдня, встречая поезда, чтобы дождаться запавшую в душу красавицу. Начинается роман, правда,

Нора — не совсем та, за кого себя выдает, но Игорь ничего не подозревает.

Вторая линия связана с карманником Кадетом, который в ГУМе крадёт кошелёк из сумочки эффектной дамы. Но неудачно: его задерживает. И оказывается, что кошелёк с сюрпризом: в нем находят валюту и шифровку.

Всё это тут же попадает в КГБ, где начинают распутывать клубок агентурных секретов. В конце концов выясняется, что все нити ведут к одним персонажам.

На роль Игоря Крымова утвердили Юрия Демича, тогда очень востребованного и часто снимавшегося. А обольстительной шпионкой Норой стала Нелли Пшённая.

Нелли в кино снималась менее активно и отдавала предпочтение сцене, хотя в её фильмографии уже были яркие работы. Сотрудниками КГБ стали Анатолий Ромашин и Сергей Яковлев,

в ролях оперативников — Евгения Сабельникова, Борис Гусаков, Николай Мерзликин.

На роль карманника Кадета, решившего провести собственое расследование и поплатившенося за это жизнью, пригласили Виктора Фокина,

в роли друга Крымова — Владимир Новиков.

Главного интригана, западного резидента Бейна, прикидывающегося представителем торговой организации, сыграл Леонид Сатановский,

а небольшая роль его пособницы, журналистки Юты, досталась Эльзе Леждей.

В совсем крошечных эпизодах ищите Наталью Трубникову, Глеба Плаксина, Вадима Захарченко, Александра Дика.

Снимали детектив в Москве, на улицах и в павильонах киностудии «Смерть на взлёте». Приятно взглянуть на ГУМ, Новодевичий монастырь и крупнейший тогда столичный аэропорт Шереметьево.

Ну а про дачу, где шпион Бейн пытается завербовать Крымова, написано везде:

это та же самая профессорская дача, где укрылись «джентльмены удачи» из одноимённой комедии.

Зимой 1983 года фильм впервые показали по телевидению. «Смерть на взлёте» стала удачей для режиссёра Хасана Бакаева и собрала отличную аудиторию. В немалой степени это произошло из-за главного героя, которого

коварная Нора сделала пешкой в хитроумной игре, а он всего лишь был влюблён.

И, что, наверное, самое удивительное, талантливому Игорю Крымову не удалось победить в нечестной игре, хотя его, очевидно, ждало большое научное будущее. Вот она, та самая смерть на взлёте.

Оцените статью
Детектив от экс-кгбшника, где советского учёного сгубила шпионка-красавица
Жанна Прохоренко: настоящее имя, убийство гражданского мужа и знаменитая внучка