Один из последних революционных фильмов, где Вадим Спиридонов снова стал Будённым

Впервые образ легендарного командарма актёр создал в исторической драме «Первая конная» (1984).

Но спустя несколько лет вышла ещё одна лента, куда менее известная, в которой Вадиму Спиридонову доверили ту же роль, — «Оглашению не подлежит».

Вышла она в ноябре 1987 года, но из-за новых политических веяний в стране 70-летие Октябрьской революции праздновалось уже менее пышно, чем предыдущие юбилеи.

Возможно, именно поэтому картина на тему, теряющую актуальность, не снискала успеха, хотя смотрится она с интересом, а актёрский состав весьма любопытен.

Снял «Оглашению не подлежит» режиссёр Хасан Бакаев. Тремя годами ранее вышел его шпионский детектив «Смерть на взлёте» (1983), удачная и хорошо принятая аудиторией.

На этот раз Бакаев обратился к теме исторической и задумался о том, чтобы сделать героями фильма не современников, как в прежних работах, и людей из прошлого.

Пригласив в соавторы сценариста Владимира Фараджева, Хасан Бакаев адаптировал для кино повесть «Оглашению не подлежит», написанную ещё в 1967 году Дмитрием Морозовым и Александром Поляковым.

В основе повести были реальные события, происходившие на Кавказе в послереволюционные годы, участником которых был Александра Поляков, тогда совсем юный солдат-комсомолец,

а многие герои повести были списаны со знакомых и коллег Полякова. Любопытно, что повесть авторы посвятили 50-летию образования комсомола, но в фильме такого акцента нет.

Итак, лента переносит зрителей в Ростов-на-Дону 1921 года.

В городе уже революционная власть, но белогвардейское подполье во главе с князем Ухтомским не дремлет и готовится встречать генерала Врангеля, который уже собирает армию для похода.

В ЧК попадает один из активистов-белогвардейцев есаул Филатов, но с помощью переодетого пособника, молодого человека по имени Борис Бахарев, ему удаётся бежать.

Вместе с Бахаревым, обозлённым на большевиков за арест отца, игумена монастыря, Филатов вновь приступает к контрреволюционной работе и включается в подготовку мятежа.

На роль есаула Филатова Хасан Бакаев неожиданно выбрал Анатолия Васильева, которому чаще доверяли роли положительные.

Здесь же Анатолий сыграл героя выразительно-отрицательного, который не гнушается ни жестоких поступков, ни убийств.

Роль Бахарева получил Александр Франскевич-Лайе, актёр московского «Современника».

На женские роли утвердили Светлану Коркошко (любимая женщина Филатова) и молодую актрису Ирину Метлицкую (помощница Бахарева, играющая роль его квартирной хозяйки).

Ирина стала известной, ещё будучи школьницей, снявшись в школьной мелодраме «Расписание на послезавтра» (1978).

И зрители, и критики рассчитывали, что Ирина начнёт активно сниматься, потому что сразу же отметили её актёрский талант, однако девушка на несколько лет исчезла с экрана,

чтобы получить образование, и вернулась в кино лишь в середине восьмидесятых.

Роль главы подполья князя Ухтомского получил Олег Стриженов, и это было одно из последних его появлений в кино, а одну из участниц подполья сыграла его супруга Лионелла Пырьева.

В других ролях Юрий Васильев, для которого фильм «Оглашению не подлежит» тоже стал одной из финальных встреч со зрителями,

Юрий Смирнов, Владимир Головин (помните злокозненного Микиту Ничипорука из советско-польской комедии «Дежа вю» (1989)?),

Александр СластинВалерий Хлевинский, Павел Винник, Виктор Шульгин, Владимир Епископосян.

Небольшую роль молодого поручика-бахвала, который в момент бегства подполья дал слабину, сыграл Владимир Шевельков, которому остались буквально считанные месяцы до статуса всесоюзного любимца (коим он станет после выхода телефильма о гардемаринах).

Ну а второстепенную здесь, хотя и очень заметную и колоритную роль командарма Будённого безоговорочно отдали Вадиму Спиридонову.

По ряду источников роль Будённого озвучена не самим Спиридоновым, а кем-то из его коллег.

Мне показалось, что если это и правда, то частичная: я всё же слышала в фильме голос самого Вадима Спиридонова, по крайне мере, в большинстве сцен. Но это субъективно.

Фильм «Оглашению не подлежит» особо замечен аудиторией не был.

Внимание зрителей приковывали уже более актуальные картины в духе перестроечного кино, а на революционные времена уже понемногу начинали смотреть иначе, чем было принято прежде.

Для Хасана Бакаева фильм стал последним, хотя прожил он ещё 15 лет.

Вам знакома эта картина? И чьим всё же голосом говорит Будённый, как вам кажется?

Оцените статью
Один из последних революционных фильмов, где Вадим Спиридонов снова стал Будённым
А вы заметили крупную промашку «Классика», которая чуть не сорвала всю операцию?