Красивый зимний водевиль, вошедший в десятку лучших фильмов года

Музыкальная комедия «Крепостная актриса» (1963) — это адаптация популярной оперетты «Холопка».

Впервые с «Холопкой», написанной композитором Николаем Стрельниковым, зрители встретились в 1929 году и с тех пор она остаётся в репертуарах многих музыкальных театров.

Спустя 30 лет режиссёру Роману Тихомирову пришла идея перенести оперетту на киноэкран, так и появилась «Крепостная актриса».

Переложил либретто для кино Леонид Захаров (Трауберг), автор знаменитой советской кинотрилогии о Максиме (ставил фильмы Григорий Козинцев).

Режиссёру Роману Тихомирову не впервой было работать с музыкальным метариалом: у него в копилке была два фильма оперы по известнейшим пушкинским произведениям

— «Евгений Онегин» (1958) и «Пиковая дама» (1960). Но эти произведения были драмами, теперь же Тихомирову предстояло сделать комедийную историю с приключениями, и режиссёр с энтузиазмом взялся за новые съёмки.

Сюжет водевиля построен на трагикомической поворотах и интригах. В поместье графа Кутайсова, любителя искусства и особенно молодых актрис, ждут приезда Насти Батмановой.

Настя когда-то была крепостной графа, но её выкупил приятель Кутайсова и отправил в Париж учиться. Нынче Настя Батманова — талантливая певица и знаменитость.

У девушки есть тайна: в Париже её как-то спас от приставаний неизвестный в маске и теперь она в него влюблена и мечтает отыскать. Одновременно в поместье появляются два брата: Никита Батурин и Андрей Туманский. Правда,

Андрей рождён от крепостной, но отец дал ему вольную и отослал в Париж.

Теперь же Андрей узнаёт от Никиты, что перед смертью отец совсем обнищал и продал имение и документы Кутайсову.

Где-то в архивах Кутайсова затерялась вольная Андрея, так что фактически получается, что Андрей — крепостной Кутайсова.

Кстати, у Андрея тоже есть тайна: в Париже он не раз бывал на выступлениях Насти и давно в неё влюблён. А как-то вечером, будучи в маске, даже спас её от посягательств.

В поместье Кутайсова Настя встречает тёплый приём, но граф, склонный к экзальтированным поступкам и самодурству, желает сделать её своей фавориткой, отодвинув прежнюю актрису-фаворитку Авдотью.

Настя графу отказывает и тогда он решает выдать её замуж за крепостного.

Весьма кстати вскрывается правда об Андрее и его формальном статусе крепостного, и как раз он видится Кутайсову подходящим женихом для строптивицы.

В конце концов все интриги счастливо разрешаются, Настя и Андрей женятся и сбегают, а граф остаётся в компании буйной Авдотьи.

На роль Насти Батмановой режиссёр утвердил Тамару Сёмину. Для многих такой выбор оказался неожиданностью: прежде Тамаре предлагали лишь роли серьёзные, драматические, даже трагические.

А вот Роман Тихомиров увидел в актрисе и комедийный дар, и Тамара Сёмина определённо открылась перед зрителями с иной стороны. Пела за Тамару её тезка Тамара Милашкина, солистка Большого театра.

Андрея Туманского сыграл Дмитрий Смирнов, студент Щукинского училища, оперные партии исполнил Владимир Атлантов, именитый тенор и супруг Тамары Милашкиной.

В образе «главного злодея» предстал Евгений Леонов, красавцем-гусаром Никитой Батуриным стал Сергей Юрский,

несдержанной Авдотьей — Марина Полбенцева. Яркие второстепенные роли сыграли Сергей Филиппов (камердинер Кутайсова Елпидифор) и Гликерия Богданова-Чеснокова (наставница Насти Гликерия Орестовна Рыкалова).

Ещё одну влюблённую пару, актрису Поленьку и слугу Андрея Митьку, изобразили Гренада Мнацаканова и Александр Потапов.

Интересно, что

Гренаде Мнацакановой, хоть она и была студенткой Ленинградской консерватории, озвучить героиню не дали, за неё партии исполнила другая певица.

В совсем небольших ролях ищите Георгия Штиля и Алексея Смирнова.

Снимали «Крепостную актрису» в павильоне киностудии «Ленфильм», где выстроили гигантский роскошный зал, в котором происходит основное действие.

Тут же создавали и сцены в покоях графа. На киностудии привезли говорящих попугаев, которых держит граф, и медведицу, с которой дружен Митька.

Медведица была цирковой, отлично работала в паре с дрессировщиком и уже было вписалась в актёрский ансамбль, но внезапно дрессировщик скончался. Никого другого медведица не признавала и работать наотрез отказывалась.

С большим трудом её заставили выполнить необходимое, но в финале животное показало нрав и нешуточно бросилось за Сергеем Филипповым. К счастью, тот успел убежать.

Натурные эпизоды снимали в Павловске под Ленинградом. Оператору Евгению Шапиро удалось запечатлеть самые красивые солнечные дни, поэтому и дворец в Павловске, и парк, и окружающий лес выглядят по-настоящему сказочно.

Для героев «Крепостной актрисы» снежная, но безоблачная зима — это символ родины, где они так давно не были, символ всего родного, истинно русского.

Лесные и уличные сцены в Павловске смотрится ничуть не менее нарядными, чем сцены во дворце Кутайсова.

К прокату фильм подготовили осенью 1963 года, в ноябре ленту увидели зрители. «Крепостная актриса» привлекла не только сюжетом, но и технической новизной: это был широкоформатный фильм, первый подобный опыт для «Ленфильма».

Всего за год картину посмотрело почти 32 миллиона человек, и этот показатель поставил «Крепостную актрису» на шестое место в списке лучших фильмов 1964 года.

Оцените статью
Красивый зимний водевиль, вошедший в десятку лучших фильмов года
Раскрываем секреты советского кино: «Гусарская баллада», «Джентльмены удачи» и «Бриллиантовая рука»