Режиссер Элем Климов: из опалы в «генералы»

Советскому режиссеру Элему Климову приходилось прикладывать силы не только для того, чтобы снять фильм, но и чтобы пробить его экраны.

Если его дебютная работа «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» с трудом дошел до зрителя, то следующая кинолента «Похождения зубного врача» легла на полку. Ироничная история о стоматологе как-бы вскользь намекала на то, что в советском обществе не место талантливым людям.

Позже Климов отойдет от комедии и снимет историческую хронику «Агония» и военную драму «Иди и смотри». Вот такой сложный путь от сатирической комедии о пионерском лагере до реалистичного фильма о войне.

Перелом в карьере Элема Климова произошел весной 1986 года после Пятого съезда кинематографистов СССР. На этом мероприятии с руководящих постов сняли известных режиссеров – Сергея Бондарчука, Льва Кулиджанова, Евгения Матвеева и других. При них многие фильмы не доходили до зрителей по цензурным соображениям.

Теперь же среди власти оказались те, кто раньше не мог снимать так, как считал нужным. Оказался среди них и Элем Германович Климов – он стал первым секретарем Правления СК СССР. Правда, пробыл на этой должности всего два года.

Позже он хотел экранизировать «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Бесов» Достоевского, однако оба эти замысла реализовать не удалось. После 1985 года Климов так ничего и не снял до конца жизни. Но именно он стоял у истоков свободного кино.

В личной жизни Элема Германовича, как и в работе, случались взлеты и падения. Самые плодотворные для творчества годы и время счастливой личной жизни пришлись на брак с режиссером Ларисой Шепитько.

Они познакомились в 1958 год, но встречаться стали позже, и были вместе до лета 1979 года, когда Шепитько погибла в автокатастрофе.

И брак был удачным, потому что и Климов, и Шепитько соблюдали важное правило – они не мешали друг другу работать. Не читали нотаций, не давали советов – каждый из них был талантлив, поэтому оба шли своими путями и старались не пересекаться.

После гибели супруги ее последний фильм завершил Климов, переименовав его в «Прощание». Через несколько лет он снял документальный фильм «Лариса», посвященный супруге.

Оцените статью
Режиссер Элем Климов: из опалы в «генералы»
«Не узнаю вас в гриме»: великий артист, но в непривычном виде