Как снимали «Москва слезам не верит»: прототипом кого стала Екатерина Фурцева

Премьера советского фильма «Москва слезам не верит» состоялась 11 февраля 1980 года. История трёх провинциальных девушек, приехавших покорять столицу, стала такой популярной, что сегодня этот фильм знают наизусть. И всё же, думается, мы сумеем вас удивить: расскажем кое-что об истории создания кинохита.

Один из немногих лауреатов премии «Оскар», фильм «Москва слезам не верит» полюбился многим поколениям зрителей. А как его снимали?

Драматург Черных даже не думал об успехе «сырого» сценария

Однажды столичные власти объявили конкурс на лучший сценарий фильма о Москве. В конкурсе принял участие драматург Валентин Черных: он решил создать историю о подругах-«лимитчицах», тема в то время была актуальной.

На победу особо не рассчитывал: понимал, что сценарий, написанный второпях, «сырой» и требует доработки, но всё же на конкурс отправил. И занял третье место. По факту — первое, потому что два первых не достались никому.

Вместе с режиссёром Владимиром Меньшовым они доработали сценарий фильма «Москва слезам не верит»: что-то добавили, что-то вырезали… Когда фильм вышел на экраны в 1980 году, многие зрители задумались: с кого писали образы трёх подруг?

Были ли реальные прототипы этих женщин — таких разных, но одинаково стремившихся покорить Москву?

Катя Тихомирова — частично Фурцева, частично сам Черных

Если говорить о главной героине фильма «Москва слезам не верит», Кате Тихомировой, то её образ собирательный, об этом как-то Валентин Черных сказал в интервью. При этом многое он взял из биографии Екатерины Фурцевой, которая занимала должность министра культуры в то время.

Фурцева, как и Тихомирова, тоже училась в химико-технологическом институте на вечернем отделении. И было ей ничуть не легче, чем экранной Кате: первый муж её бросил, и она осталась одна с маленькой дочкой на руках.

И карьера Фурцевой — не подарок с небес, а результат её огромного трудолюбия и упорства. Так что фильм «Москва слезам не верит» снимали на основе реальных судеб.

Но не только Фурцева стала прообразом Катерины в фильме «Москва слезам не верит». Катерина — это ещё и сам Черных, который признавался, что, перебравшись в Москву, долгое время страдал «комплексом провинциала».

Когда он познакомился с девушкой, которая позднее стала его женой, то долго стеснялся ей признаться, что живёт в общежитии: девушка была москвичкой и имела отдельную квартиру.

Именно воспоминания о собственной неприкаянной юности и навеяли драматургу идею написать историю женщины, которая сначала обманывает ухажёра, выдавая себя за дочь профессора, живущую в роскошной квартире, а потом обманывает уже другого мужчину, умалчивая о своей высокой должности.

Почему он решил сделать главной героиней женщину в фильме «Москва слезам не верит»? Да просто потому, что женщине больше сочувствуют, ей часто приходится тяжелее в жизни, чем мужчине.

Тоня — собирательный образ

Милая скромная девушка Тоня в исполнении Раисы Рязановой — абсолютно собирательный образ. Таких девушек, выходящих замуж за простых рабочих парней, в те годы в Москве было множество.

И жизнь их часто складывалась именно так, как показано в фильме «Москва слезам не верит»: постоянный упорный труд, долгое строительство дачи, постепенная покупка мебели, дети, потом внуки… Рутина, скука? Для кого-то — да, а для них это была обычная нормальная жизнь. Счастливая, в общем-то.

Людмила — домработница друзей сценариста

Эту женщину сценарист фильма «Москва слезам не верит» Валентин Черных хорошо знал лично, она работала домработницей в семье одного известного писателя, с которым дружил Черных. Молодая женщина, приехавшая из захолустья, страстно мечтала «зацепиться» в столице.

В идеале — удачно выйти замуж. Попутчица, с которой она ехала в поезде, посоветовала пойти в домработницы к уважаемым людям. Так она и сделала. А в свободные часы наряжалась по последней моде и отправлялась «на охоту», высматривая перспективных женихов.

Об этом она сама рассказывала Валентину Константиновичу, который сумел с ней подружиться и внимательно слушал откровения домработницы. Фраза «Москва — это большая лотерея!» принадлежит именно ей.

Девушка активно посещала Ленинскую библиотеку в поисках холостого академика или профессора, ходила на модные концерты и художественные выставки. Даже идея искать богатого вдовца на кладбищах не придумана, а «списана» с этой женщины.

И сцена в метро, в фильме «Москва слезам не верит», когда Людмила знакомится с Гуриным, была на самом деле: амбициозная домработница действительно познакомилась в подземке с известным спортсменом, а потом вышла за него замуж, реализовав свою мечту.

Кстати, Александр Фатюшин, сыгравший Гурина, удивительным образом повторил судьбу своего героя.

И ещё один момент: знакомясь с мужчинами, эта дама говорила, что она племянница писателя, у которого жила в домработницах. Как видите, почти ничего не пришлось придумывать: чётко выстроенная жизненная философия знакомой домработницы требовала лишь некоторых дополнений, чтобы получился увлекательный сценарий.

Именно поэтому фильм «Москва слезам не верит» — максимально правдоподобная и жизненная история, поэтому его так полюбили зрители.

В книге — подробнее

Вдохновившись успехом фильма, Валентин Черных уже гораздо позже написал книгу «Москва слезам не верит», в которой развёрнуто описал жизнь каждой из трёх подруг. Там любознательный читатель найдет удивительные подробности и продолжение некоторых сюжетных линий.

Именно в повести драматург доработал сцену, в которой муж Тони, Николай, чудесным образом отыскивает в огромной Москве слесаря Гошу, практически ничего о нём не зная. Благодаря дописанным эпизодам все становится на свои места, «провисание» сценария исчезает, появляется логика.

Фильм «Москва слезам не верит»: интересные факты

  • В первый год после премьеры его посмотрело более 90 миллионов человек, а спустя время картина получила «Оскар» и была куплена более чем 100 странами для показа.
  • Супруга режиссёра Владимира Меньшова, Вера Алентова, посмотрев сценарий фильма «Москва слезам не верит», сказала: «Ну и мура!». Вернуться к истории трёх подруг Меньшова заставил эпизод с будильником, когда главная героиня засыпает со слезами на глазах, а просыпается спустя много лет в новой жизни.
  • В первой версии сценарий фильма «Москва слезам не верит» был написан на 60 листах, а после внесённых изменений вырос до 90.
  • Создатели фильма «Москва слезам не верит» долгое время не могли найти актрису на роль Катерины. От роли отказались актрисы Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко, Валентина Теличкина — они посчитали сценарий скучным.
  • Благодаря Алексею Баталову в фильме «Москва слезам не верит» сыграла актриса Наталья Вавилова. Он ездил к ней домой, на переговоры с родителями, которые не хотели отпускать дочь на съёмки. Но Алексею они отказать не смогли.

Где снимали фильм «Москва слезам не верит»

На московской станции метро «Новослободская» снимали эпизод фильма «Москва слезам не верит», когда Людмила Свиридова познакомилась со своим будущим мужем – хоккеистом Сергеем Гуриным.

Другая сцена из фильма, где Андрей Вознесенский читает стихи перед толпой слушателей, снята на Триумфальной площади. На Тверской улице в столице Катя Тихомирова и Люда Свиридова совершают свой вечерний променад.

В фильме «Москва слезам не верит» на Гоголевском бульваре Катя встречается со своим возлюбленным оператором из «Останкино» Рудиком и просит найти врача, чтобы сделать аборт.

Здесь же они встречаются спустя 20 лет: мужчина умоляет теперь уже успешного директора комбината Екатерину Александровну позволить увидеть свою дочь.

В высотку на Кудринской площади героиня фильма «Москва слезам не верит» Катя Тихомирова переезжает на месяц по просьбе родственников. Именно здесь она будет жить вместе с подругой Людмилой, выдавая себя за дочерей профессора Тихомирова, и принимать гостей.

Одна из финальных сцен первой серии фильма снималась на пороге 25-го родильного дома, который располагается недалеко от станции метро «Воробьевы горы».

Оцените статью
Как снимали «Москва слезам не верит»: прототипом кого стала Екатерина Фурцева
Как режиссер «Республики ШКИД» фильм с Папановым на экраны пробивал