Эльдар Рязанов – не просто великий мастер режиссуры, он – человек-эпоха, ибо давал прочувствовать не только сюжетную линию, но и показывал знаковые детали, нюансы.
Есть авторы, отстающие от времени (и таких, кстати, большинство), есть – опережающие, а вот чётко вписывающихся не так и много. Поэтому мы до сих пор обсуждаем его персонажей.
Ранние кинокартины – «Карнавальная ночь» (1956) и «Дайте жалобную книгу» (1964) отражали типичный для Оттепели «спор о вкусах», который был ничем иным, как отрицанием эстетики 1930-х – начала 1950-х годов. Считалось, что академизм сталинской эпохи – это часть тоталитарного наследия.
«Карнавальная ночь» — это бунт молодёжи против ретрограда-Огурцова и нам это подано через весёлое отрицание его понятий, вкусов, представлений.
Помимо явных указателей, типа скучного лектора, которого забавно спаивают, есть и неявные, к числу которых относятся типажи двух ярких и привлекательных девушек – Леночки Крыловой (Людмила Гурченко) и секретарши Тоси Бурыгиной (Тамара Носова).
Уже на уровне имён-фамилий идёт противопоставление: Елена Крылова — сама лёгкость; Антонина (или Анастасия?) Бурыгина – уверенная тяжеловесность. Теперь о самой внешности.
Героиня Тамары Носовой представляет собой красавицу-блондинку, точно сошедшую с плакатов эпохи Сталина – крепкая, статная, спортивная, упитанная, да ещё и с длинными косами.
В конце 1940-х и до середины 1950-х в СССР популяризировался «русский стиль», противопоставленный космополитическому Западу. Интересно, что в ряде сцен девушка оказывается на фоне статуэтки «Пловчиха».
Спортсменка, готовая прыгнуть в воду – ещё один символ уходящей эпохи (равно, как многажды осмеянная «Девушка с веслом»). На Тосе отяжеляющий фигуру дамский жакет с «плечиками» и в её имидже …чересчур много красного цвета – помада, пояс, жакет.
У Лены Крыловой, напротив, облик, взятый из парижских журналов мод – короткая стрижка с завитками, изысканный макияж без красной помады (!), невероятно тонкий стан, покатые плечики и – пышные «диоровские» юбки.
Ещё в 1947 году Кристиан Диор предложил послевоенному миру этот изящный силуэт с акцентом на узкой талии. И только в середине 1950-х, через польские и ГДРовские журналы этот образ сделался достоянием советской женщины.
Некоторые авторы утверждают, что лишь после Фестиваля-1957, но нет – раньше, году в 1954-1955-м. Однако такая линия считалась остро-модной и предосудительной, а «Карнавальная ночь» показала нам девушку в стиле Диора, как явно положительную…