«Эта весёлая планета» — почему фильм не удался

Есть такой симпатичный новогодний фильм «Эта весёлая планета» (1973), который показывают по ТВ каждый год, но «…Планета», пусть даже и нарочито-весёлая, всё равно недотягивает до популярности «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы» и «Чародеев».

Почему так? Вроде бы в кадре – звёзды кино. Играют – с лёгкостью корифеев. Музыка – отличная. Сюжет – интригующий. Но – увы. Что-то не так. И это «не так» — оно базовое. Если кинофильм, книга или иное произведение не совпадают с эпохой – провал.

Авторы «Этой весёлой планеты» не уловили настроение 1970-х, продолжая мыслить категориями Оттепели и 1960-х. Итак, перед нами логическое продолжение «Карнавальной ночи» — работники отмечают Новый Год не дома, но в своём доме культуры (или клубе).

Однако тут научные сотрудники – это уже намёк на повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где в новогоднюю ночь кандидаты наук и прочие ИТРы кинулись родной институт, чтобы… нет, не праздновать, а чуть-чуть поработать.

В общем, «Весёлая планета» — гибрид знаковых сюжетов 1950-1960-х годов. В «Карнавальной ночи» был задан вопрос о жизни на Марсе – если вы помните, пьяный лектор, не совладав с собой, отвечает, что «…науке это неизвестно».

В «Этой весёлой планете» появляются как раз пришельцы – разумные, красиво экипированные и вполне человекообразные. Они попадают на празднование Нового Года и решают, что планета, которая им попалась – очень даже радостная. Итак, что же здесь «не в тему»?

Сама идея отмечать праздники в коллективе, а не в домашнем кругу считалась устаревшей. В 1970-х началась тема, именуемая в англоязычном мире – ‘Home, sweet home’. Культ дома и домашних пирогов. Заливной рыбы. Сельди под шубой.

И – оливье. Почему так сразу и главное – надолго выстрелила «Ирония судьбы»? Она отвечала реалиям 1970-х – квартира, мебельный гарнитур, французские духи, кофе, телевизор. А «Планета» казалась уже устаревшей и – наивной.

Вся эта сангвиническая бравурность 1960-х уже не монтировалась с реалиями дня. И взрослые мужики, бегущие из дома, чтобы плясать в костюме пирата или мушкетёра, вызывали ироническую улыбку. И шутки в кадре — типично-шестидесятнические, без двойного дна, как стало модно в 1970-х.

Безусловно, музыкальные номера в кинокартине – потрясающие и по отдельности их можно смотреть по сию пору. Если отключить внутреннего критика и наблюдать «Планету», как новогодний киноконцерт – оно шикарно. Как фильм – нет.

Оцените статью
«Эта весёлая планета» — почему фильм не удался
Олег Стриженов и три его замечательные роли