В 1977 году Сергей Бондарчук экранизировал повесть Антона Павловича Чехова «Степь». Сегодня этот фильм почему-то вспоминают редко, а, между тем, это одна из самых сильных работ режиссера.
Актеры в фильме подобрались самые разные – кто-то по большей части снимался в комедиях, кто-то в историческом кино, а кто-то — в классике. Интересно, что Сергей Федорович распределил актеров на роли так, что они очень органично смотрелись в представленных образах.
В фильме «Степь» сыграли сам Сергей Бондарчук, Иван Лапиков, Георгий Бурков, Михаил Кокшенов, Анатолий Васильев, Игорь Кваша, Иннокентий Смоктуновский, Станислав Любшин, Наталья Андрейченко и Ирина Скобцева.
На тот момент за плечами Сергея Бондарчука уже были такие работы, как «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину». Он считался живым классиком мирового кино и успел получить американскую премию «Оскар».
Снимали «Степь» в Таганроге и его окрестностях. Режиссер снимал фильм в точном соответствии с книгой, передавая мысли и жизненные впечатления мальчика Егорушки. Прекрасно показал Сергей Федорович, как степь открывается чужому человеку, затягивая своим ритмом жизни.
Бондарчук раскрыл два образа в фильме – это сама степь и люди, которые живут в ней. Ни одной детали не упустили режиссер и оператор – слово в слово, кадр к кадру. Степь приняла людей и стала зеркалом для каждого из них.
И на этом фоне, не ходу сюжета постепенно становится понятно, что люди эти – глубоко несчастные люди, они подчинились степи, своим делам, стали растворяться в этом атмосфере.
Чехов и Бондарчук как бы спрашивают: может ли стать счастливым человек? Кто он – счастливый человек в этой степи? Ответ вырисовывается постепенно: тот, кто может вздохнуть свободной грудью.
Этот фильм – не только путешествие в степь, это, прежде всего, путешествие вглубь человеческой души.
Сергею Бондарчуку удалось показать сложную природу, вплести ее в замысел и замысел этот раскрыть, потому что он, снимая «Степь», восхищался главными героями – природой и человеком. Это очень сложный фильм, и, между тем, доступный широкому зрителю. Потрясающие актерские работы.