И удивительно, что сейчас этот фильм непопулярен, тем более, что и рассказал он о вечной теме любви.
В основе картины — одноимённая повесть Константина Симонова, вышедшая в 1969 году. Он же был и соавтором сценария, вторым автором стал режиссёр Алексей Сахаров.
Оба в кино работали давно: первый сценарий Симонов создал ещё во время войны (это была легендарная драма «Жди меня» (1943), где прозвучало не менее легендарное стихотворение Симонова), а Алексей Сахаров начал снимать в пятидесятые.
В центре сюжета — молодая актриса Галина Прокофьева, которая в составе агитбригады отправляется на фронт. В тылу её ждёт режиссёр театра Виктор Балакирев, влюблённый и желающий заполучить Галину в супруги. Правда, сама
Галина к Виктору чувств не испытывает, а просто симпатизирует, да и то, похоже, больше как актриса влиятельному режиссёру, а не как женщина мужчине.
Одно из выступлений агитбригады проходит в авиаполку, где Галина знакомится с командиром лётчиков Полыниным. И этот серьёзный, сдержанный, немногословный мужчина становится объектом её любви, настоящей и глубокой.
Полынин определённо не склонен к пылкости и яркому проявлению чувств, но его его жестам, взглядам, поступкам вскоре становится понятно, что и он неравнодушен к Галине.
Но ей рано или поздно придётся вернуться домой, в театр, а там её встретит Балакирев, всё так же ждущий Галину и как возлюбленную, и как талантливую актрису.
На главные роли Алексей Сахаров утвердил трёх звёзд московского театра «Современник», которые уже давно зарекомендовали себя и как прекрасные киноактёры.
Роль Балакирева получил Олег Табаков, Полынина сыграл Олег Ефремов, Галину — Анастасия Вертинская. Анастасия, дочь шансонье Александра Вертинского, начала карьеру 15-летней девушкой и моментально стала любимицей публики и критиков.
К 20 годам она снялась в главных ролях в трёх лентах, и все они стали киношлягерами (и, что ещё интереснее, таковыми остаются и сегодня. Это «Алые паруса» (1961), «Человек-амфибия» (1961), «Гамлет» (1964)). Окончив Щукинское училище,
Анастасия Вертинская год проработала в театре Вахтангова, а потом пришла в театр «Современник», где осталась уже надолго. Там, в «Современнике», у актрисы начался главный роман всей жизни.
А героем романа был Олег Ефремов. Сказать наверняка, знал ли Алексей Сахаров об отношениях Вертинской и Ефремова и пригласил ли их сыграть любовь в кино намеренно, сейчас уже нельзя. Но отрицать того, что
чувства Галины (особенно Галины) и Полынина на экране действительно выглядят настоящими, не наигранными, никак нельзя.
Кстати, обратите внимание, как много в фильме крупных планов — к этому приёму Алексей Сахаров прибегал нередко, и в чувственной истории фронтовой любви это очень уместно и выразительно.
Считается, что Константин Симонов Галине Прокофьевой в некоторой мере приписал черты супруги, актрисы Валентины Серовой. Но Анастасия Вертинская сыграла героиню, как кажется, внешне более выдержанной, строгой, возможно, даже рассудительной, чем традиционно представляются артистки.
В образе скептически настроенного относительно любви с актрисой товарища Полынина предстал Георгий Бурков, британского лётчика сыграл Лев Дуров, а генерала, поздравляющего Полынина с переводом из Мурманска, где он служит, в Москву, — Михаил Глузский.
В последней части ленты в роли соседки Галины по коммуналке появляется Нонна Мордюкова. В совсем маленьких эпизодах ищите Елену Максимову, Владимира Кашпура, Виктора Шульгина, Александра Пороховщикова.
«Случай с Полыниным», вышедший весной 1971 года, посмотрело более 18 миллионов зрителей, фильм оказался на 33-м месте в списке лидеров проката. Но мнения и аудитории, и киноведов оказались противоречивыми.
Основной претензией было не вполне точное изложение повести, некоторая скомканность, которая лишила картину основного конфликта, описанного Константином Симоновым.
В повести излагается предыстория Виктора Балакирева и причины, по которым он остался в тылу, и это очень неприглядная история. На экране героя облагородили и сделали его совсем не плохим человеком, не трусом, а работягой-творцом.
Поэтому-то многим метания Галины от замечательного, возвышенного Полынина к пусть и обычному, но в целом приличному Балакиреву показались простой легкомысленностью и переменчивостью, свойственной актрисам. В критической статье в журнале «Советский экран» о фильме написали так:
«И получилась весьма поверхностная, анемичная картина, лишённая тех психологических сложностей и того особого смысла, ради которых писалась повесть. <…> Смазался конфликт, потерялась тонкая и важная мысль, прошёл по кинотеатрам очередной серенький фильм, не оставивший следа ни на экране, ни в памяти кинозрителя».