Открытый урок Алексея Баталова

Несколько десятилетий актер Алексей Баталов преподавал во ВГИКе, куда он устроился в 1975 году. О том, что для него преподавание и какой он видит в этом смысл, Алексей Владимирович рассказал журналу «Советский экран» после трех месяцев преподавания.

Самое интересное из «открытого урока» Алексея Баталова – в нашей публикации.

В том, что я начал преподавать, есть доля случайности, как и во всей артистической среде. Новым делом заниматься боязно, поэтому откладывал.

Задавал себе вопросы: как учить? Чему учить? Педагогу важно научить актера в конкретном деле пользоваться своими собственными приобретениями. Просто передать собственный опыт новому поколению в нашем деле еще мало.

Актеру всегда необходимы знания о современном, уже во многом, новом человеке. Без этого нет актера. Научить приглядываться к окружающим людям, к чертам времени во всех мелочах.

Время предъявляет молодым актерам все более жесткие требования. С нами в студии нянчились, теперь такие «ласки» не допустимы, потому что на них просто нет времени. Увеличился объем учебного материала, число предметов.

Прекрасными актерами порой делаются те, на кого на втором курсе махнули рукой. Дело в том, что один прилежный ученик освоил лишь технику, ремесло, а другой, пусть с опозданием, но обрел и столь необычное и притягательное представление о мире, о людях, что его личность становится интереснее окружающим.

Личностная значительность – непременное условие большого результата в искусстве. При всей разностей своих ролей Ульянов, например, всегда остается Ульяновым, Смоктуновский – Смоктуновским.

Свою индивидуальность нельзя найти в одночасье. Скажем, Шукшин нашел свой художественный мир, своих героев не умозрительно, а потому, что сама жизнь накрепко его связала с определенными убеждениями, пониманием добра и зла. Утверждая свою творческую позицию, Шукшин выразил свою индивидуальность.

Сначала стараешься выполнить требования режиссера. В своих первых фильмах — «Большая семья», «Дело Румянцева», «Летят журавли» я во всем следовал указаниям постановщикам. И только после четвертой или пятой картины я научился обсуждать с режиссером трактовку роли.

Таким образом и обнаруживаешь свою человеческую позицию.

Режиссерское начало нужно каждому актеру. В кино без этого легко запутаться в самом себе, в том, что ты делал на съемках вчера и что должен делать завтра. Саморежиссура – незаменимое средство для построения роли.

Оцените статью
Открытый урок Алексея Баталова
Из «Белых рос» вырезали тяжелый финал. 9 фактов о кинохите 80-х