«Я — 11-17». Фильм о советском разведчике. За два года до «Семнадцати мгновений»

Действие динамичной, остросюжетной истории «Я — 11-17» происходит ранней весной победного 45-го. Место — где-то в Латвии. Оттуда планируется эвакуация дивизий Вермахта и переправка их под Берлин.

А заодно — масштабное воровство ценных произведений искусства для будущего финансирования и возрождения очередного — Четвертого — рейха.

Одноименная повесть была написана в 1958 году Василием Ивановичем Ардаматским, военкором Великой Отечественной, пережившим в осажденном Ленинграде самую лютую зиму 1941-42 гг., говорил, что он «как писатель рожден войной».

Через 12 лет Детская редакция Центрального телевидения начала снимать по сценарию, созданному самим Ардаматским, телевизионный фильм-спектакль «Я — 11-17» из трех серий.

Сюжетная линия прежняя, но накопленный драматургический опыт автора не мог не отразиться на глубине и проработанности всей истории. Хотя финал картины разительно отличается от финала повести, общий смысл произведения неизменен — «высшее счастье для солдата — исполненный воинский долг».

Советский разведчик Сергей Дементьев под именем немецкого капитана Пауля Рюкерта внедряется в группу армий «Курляндия». Разумеется, неожиданно появившегося офицера проверяет гестапо.

Пока они делают запросы и сверяют одну бумажку с другой, наш разведчик умудряется провернуть целый ряд хитроумных операций, балансируя на опасной грани порой похлеще Штирлица. Кроме того, он сам в качестве радиста выходит в эфир с сообщениями для своих. Позывной — 11-17.

Роль Дементьева-Рюкерта доверили Борису Быстрову, молодому артисту, дебютировавшему в сказке 1966 года «Волшебная лампа Аладдина».

Офицерская форма идет красивому актеру не меньше, чем яркий костюм восточного сказочного героя. Хладнокровный, находчивый, сдержанный, умный советский офицер противостоит не менее умным и опасным врагам.

Режиссером выступил актер Виктор Щеглов, который еще и сыграл в фильме гестаповца Дитриха (в книге его, кстати, нет). Роль этого персонажа во всей истории до конца остается загадкой.

Вы помните артиста по «страховому агенту» из «Семнадцати мгновений весны», что приходил в роддом к радистке Кэт. Но это было через три года после «Я — 11-17».

Есть в фильме лихо придуманные и совершенно неожиданные моменты. Например, в третьей серии на 31-й минуте дочь квартирной хозяйки играет на рояле невероятное попурри из классических произведений и советских песен.

Или во второй серии на 24 минуте — в чем-то пророческая речь полковника Мельха (Всеволод Якут) о значимости вывозимых фашистами сокровищ. Да, и еще в фильм включены документальные кадры.

Оцените статью
«Я — 11-17». Фильм о советском разведчике. За два года до «Семнадцати мгновений»
Два крупных ляпа в «Москва слезам не верит», которые вызывали негодование