это не помогло сделать ленту популярной, хотя музыкальные картины советские зрители обычно принимали хорошо.
Создавался фильм на Одесской киностудии, где режиссёрам всегда разрешалось чуть больше, чем на центральных киностудиях, близких к киноначальству. О сценаристе Г. Антошине не удалось найти никакой информации, а вот режиссёром назначили Николая Ковальского, для которого «Только в мюзик-холле» стал дебютом.
Чуть ранее у Ковальского уже вышел киноальманах «По улицам комод водили» (1978), но над ним режиссёр работал в дуэте с коллегой Марком Гениным. Кстати, композитором на той картине был Виктор Лебедев, и он же написал музыку для первой самостоятельной ленты Ковальского.
Пара слов о сюжете. Студент-первокурсник Ванадий Лаврик-Ярцев (имя в честь химического элемента он получил потому, что его отец — известный учёный-химик, а мама просто любит химию) учится в химическом вузе, но науку не любит. Ванадий мечтает о сцене и жертвует занятиями в институте ради посещения театральной студии.
Здесь он влюбляется в артистку мюзик-холла Лену. Правда, есть препятствие:
мама Ванадия, строгая Татьяна Фёдоровна, категорически против увлечения сына сценой, она вообще недолюбливает всё, что связано с театром,
так что парню приходится скрывать хобби. Да и в качестве невестки она предпочла бы не актрису, а девушку из мира науки. Отношения с Леной неожиданно осложняет приезд подруги детства Ванадия Тани, прибывшей из Киева поступать в местный вуз и поселившейся в квартире Лаврик-Ярцевых.
Об этом узнаёт Лена, но ошибочно считает, что у Ванадия и Тани романтические чувства.
Ну и между делом выясняется, что
красавица Татьяна Фёдоровна, посвятившая жизнь мужу и сыну, скрывает тайну: в молодости она сама блистала на сцене мюзик-холла (да и сейчас время от времени, оставшись одна дома, она музицирует и поёт), и именно поэтому пытается отвадить наследника от театра.
Знакомый сюжетный поворот, не правда ли?
Главную роль в фильме получил Игорь Скляр. На экране он впервые появился ещё в подростковом возрасте, сыграв в военной драме «Юнга Северного флота» (1973), но к 1980 году успел уже окончить ЛГИТМиК, и роль Ванадия стала его первой большой взрослой ролью.
К слову, почти параллельно всё на той же Одесской киностудии снималась другая музыкальная лента — «Берегите женщин» (1981), где Игорь Скляр тоже сыграл одну из главных ролей, и этот фильм стал куда более известным, чем «Только в мюзик-холле».
Роль мамы Татьяны Фёдоровны досталась Любови Полищук, которая в своё время работала в мюзик-холле в Москве. Любопытно, что Любовь Полищук была старше Игоря Скляра всего на восемь лет, но играла его мать.
Обратите внимание на мимолётный, но понятный всем поклонникам оперетты намёк, прозвучавший в эпизоде, когда директор мюзик-холла, он же бывший партнёр Татьяны Фёдоровны по сцене, спрашивает, не хотела бы она вернуться к выступлениями. На что она с грустью отвечает: «Где море огней…».
Роль возлюбленной Ванадия Лены получила Ирина Юревич. Ирина тоже начала кинокарьеру ещё девочкой, к 1980 году у неё была уже неплохая фильмография.
Практически одновременно с работой в «Только в мюзик-холле» Юревич снималась в подростковой картине «Неоконченный урок» (1980), где изображала школьницу:
благодаря миловидной внешности, которой поклонники актрисы восхищаются до сих пор, 25-летняя актриса в образе подростка выглядела вполне убедительно, но не менее привлекательно она в тот же период смотрелась и уже взрослой актрисой музтеатра.
Во второстепенных ролях появились мэтры театра и кино: директора мюзик-холла сыграл Игорь Дмитриев, директора дворца культуры — Михаил Светин, режиссёра-авангардиста Андрея Васильевича, который ставил оперу собственного сочинения «Царевна-лягушка», — Сергей Мигицко (и отдельное удовольствие — наблюдать препирательства героев Светина и Мигицко).
Одного из коллег по сцене Ванадия сыграл Виктор Ильичёв, а роль Анатолия Лаврик-Ярцева, учёного-химика, отца Ванадия, досталась Алексею Кожевникову, звезде кино шестидесятых. К сожалению, слава актёра тогда уже померкла, режиссёры приглашали его лишь на небольшие эпизоды, что артиста очень расстраивало.
Здесь Алексею Кожевникову тоже доверили скромную роль: его герой появляется только в финале. В роли чрезмерно хозяйственной Тани из Киева — Елена Фетисенко,
роль подруги Лены Нади получила начинающая Ольга Кузнецова, только что завершившая съёмки в непростом военном фильме «Мы смерти смотрели в лицо» (1981).
Отдельно стоит упомянуть двух артистов, принявших вместе с Ванадием участие в сценке-пантомиме.
Молодые люди выступили в фильме под собственными фамилиями — Полунин и Скворцов. И это настоящие мимы, создатели и актёры театра «Лицедеи» Вячеслав Полунин и Александр Скворцов.
В совсем крошечных эпизодах мелькнули две будущие знаменитости: Борис Барский, популярность которому принёсет телепроект «Маски-шоу», и Янислав Левинзон, участник легендарной команды КВН «Клуб одесских джентльменов».
Премьера музыкальной ленты прошла весной 1981 года. Остаётся гадать, почему симпатичный, жизнерадостный и красочный фильм не снискал успеха.
Есть мнения, что картине не хватило накала, что музыка Виктора Лебедева оказалась не настолько сильной, чтобы захватить публику, что время музыкальных историй и водевилей прошло. Тем не менее «Только в мюзик-холле» внимания определённо заслуживает уж как минимум за блестящий актёрский состав.