Комедии Леонида Гайдая — смешные, легкие, светлые, после них остается радостное послевкусие. Однако снимались они далеко не так легко, как может показаться: Гайдай, по словам тех, кто его знал, к работе относился очень серьезно и не терпел легкомыслия в других.
Если актер подводил его хотя бы раз — больше он к Гайдаю не попадал, несмотря на всю гениальность. Еще режиссер мог обидеться на актёра по каким-то личным причинам, и тогда тоже мгновенно рвал отношения. В этом «чёрном списке» оказались даже такие звезды, как Евгений Моргунов и Наталья Варлей.
Арчил Гомиашвили
Попав на съемочную площадку «12 стульев», Арчил Гомиашвили не мог поверить своему счастью: ведь он всегда высоко ценил талант Гайдая, восхищался режиссёром. К тому же он знал, что до него на роль Остапа Бендера пробовались два десятка звёзд: Олег Басилашвили, Никита Михалков, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов…
Для малоизвестного грузинского актера было честью сниматься у мэтра. И вот съемки завершены, начинается предварительный просмотр смонтированного материала. Гомиашвили неожиданно вскакивает и гневно заявляет: если бы он знал, что Гайдай сделает такое с его ролью, он бы отказался сниматься!
Режиссёр был другого мнения. Его окончательное решение гласило: дублировать Гомиашвили должен другой актер. Для дубляжа пригласили Юрия Саранцева. Это глубоко обидело вспыльчивого Гомиашвили.
Больше пяти лет они с Гайдаем находились «в контрах». Помирились только после того, как на экраны вышел фильм-«конкурент» — «12 стульев» Марка Захарова.
Евгений Моргунов
Об этом конфликте так много писали, что, наверное, суть известна каждому. Во время очередного просмотра отснятого за день материала по «Кавказской пленнице» в кинозале раздался шум, нетрезвые выкрики, хохот. Оказалось — Евгений Моргунов привел своих подруг.
Подвыпившие девушки, польщенные вниманием звезды, не стеснялись в выражениях, комментируя происходящее на экране. Помощница Гайдая, видя, как раздосадован мэтр, подошла к весёлой компании и попросила удалиться. Моргунов с ходу выдал: «Подумаешь, режиссёр, тоже мне, Феллини!».
Для Гайдая это прозвучало как пощечина. Он немедленно прекратил всякие отношения с Моргуновым. В оставшихся сценах с его участием был снят дублёр, снимать старались со спины, чтобы не разрушать полюбившуюся зрителям «троицу» — Трус, Балбес, Бывалый.
Лишь ещё несколько сцен, в которых нужен был крупный план, были сняты с участием Моргунова. Из-за этого скандала знаменитая троица навсегда прекратила свое существование: больше ни в одном фильме Гайдай этот образ не использовал.
Наталья Варлей
И в этом случае между режиссером и актрисой пробежала чёрная кошка. По крайней мере, так объясняла нежелание Гайдая снимать ее после «Кавказской пленницы» Наталья Варлей.
В своей книге «Канатоходка. Автобиография» она описала случай, когда Леонид Гайдай приставал к ней в гостиничном номере, а актриса, сопротивляясь, сумела ловко вытолкнуть его и запереть дверь на ключ.
По мнению Натальи Владимировны, режиссер решил ей «отомстить» за несговорчивость и именно по этой причине не только лишил голоса ее героиню (Нину в «Кавказской пленнице» озвучивала Надежда Румянцева), но и больше не снимал в своих комедиях, — за исключением крошечной роли Лизы Калачевой в «12 стульях».
Светлана Светличная
Рассказывают, что Светличная, снимаясь в «Бриллиантовой руке», предложила снять сцену в гостинице не так, как придумал Гайдай, а по-своему, то есть в женской интерпретации.
Леонид Иович, поразмыслив, согласился, и в фильм вошел вариант Светличной. Но потом всё же решил больше не иметь дел с актрисой, у которой на все имеется собственный взгляд. Своеобразным «наказанием» для Светличной стала переозвучка — ее голос в фильме поменяли на голос Зои Толбузиной.
Юрий Никулин
Гайдай хотел снять в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Юрия Никулина, который был очень популярен после «Бриллиантовой руки». Руководство «Мосфильма» было против: мол, какой из Никулина царь Иван Грозный!
Все же Леонид Иович собирался бороться за актера до последнего, но тут Юрий Никулин сам снял все вопросы, отказавшись от этой роли.
Потом стало известно, почему он это сделал: оказывается, актёр просто опасался, что комедию, снятую по мотивам произведения Михаила Булгакова, запретят показывать и отправят на полку, и ему жаль было тратить время на то, чего зритель всё равно не увидит.
И ещё одна совместная работа Гайдая и Никулина сорвалась: великому клоуну предстояло сыграть в комедии «Не может быть!», но он снова отказался, и предложенная ему роль — отца невесты — досталась Георгию Вицину. Больше Гайдай Никулина не приглашал.
Андрей Миронов
Когда Никулин отказался играть Ивана Васильевича, получилось, что он невольно «подставил» другого актера — Андрея Миронова, который планировал исполнить роль Жоржа Милославского. С новым «Буншей», Юрием Яковлевым, Миронов совершенно не «монтировался».
Зато теперь в роли Жоржа прекрасно смотрелся Леонид Куравлёв. Так Миронов не попал в «Ивана Васильевича». А потом он снялся у Марка Захарова в «12 стульях», и Леонид Гайдай отнесся к этому как к предательству. Больше он с Мироновым не работал.