Трёхлетней девочкой она потеряла мать. В подростковом возрасте с Вангелией Гуштеровой приключилась другая беда… Впрочем, никто в Петриче не звал её полным именем, только «слепая Ванга». Так она и вошла в историю. Феномен её славы изучают до сих пор и отыскивают порой пугающие факты.
Счастливое «имя с дороги» и трагический поворот судьбы Ванги.
Имя с дороги
Когда в интернат для слепых в сербском Земуне привёз пятнадцатилетнюю дочь мрачный, со следами алкоголизма на лице, болгарский крестьянин, никто не удивился. По одежде было видно, что семья, говоря мягко, небогата – лишний рот себе позволить кормить не может.
Интернат же был передовым. Там обучали обслуживать себя и делать простую бытовую работу, читать по методике Брайля, обучали санитарно-гигиеническим нормам, о которых крестьянство в двадцатых годах двадцатого века имело представления очень смутные.
Дети не только учились, их старались развлечь: они играли, пели модные песенки, слушали радио.
Новенькая девочка с восторгом ощупала форму интерната: девичью «матроску» с плиссированной юбочкой, с отложным воротничком и галстучком. Такого ей носить пока не довелось! Звали девочку по метрике – Вангелия Сурчева, а по-простому – Ванга.
Имя ей выбрали не по святцам. Когда-то она родилась семимесячной, со слипшимися пальчиками на руках и ногах. Родители всерьёз опасались, что долго малышка не проживёт.
Бабушка решила схитрить. Была такая примета: для больного ребёнка поискать счастливого имени «на дороге». Женщина вышла за околицу, чтобы остановить первого же путника или, точнее, путницу: с мужчинами было как-то неловко разговаривать. Первая же проходящая мимо назвала ей имя модное, греческое: Андромаха.
С таким именем Бог малышке, пожалуй, не поможет! Следующая путница сразу смекнула, зачем имя просят, и дала наихристианнейшее: Вангелия. То есть Евангелия, если по-сложному, по-старославянски. С этим именем бабушка и вернулась к крохотной девочке со слипшимися пальчиками.
Очень быстро другие дети узнали, что совсем недавно Ванга была зрячей. На вопрос, что случилось, рассказывала: сильным ветром надуло в глаза песка, глаза воспалились. Их не пролечили вовремя и…
Всё. И тем же ветром девочку так ударило оземь, что она ещё долго потом лежала. Это было в её двенадцать лет. Позже эта история войдёт в официальную биографию предсказательницы Ванги, написанную её племянницей Красимирой Стояновой. А многие другие детали не войдут.
Например, что, когда отец Ванги овдовел, ей было всего три года. Несмотря на это, единственного родителя призвали в армию. Пришлось срочно искать, куда пристроить слабую девочку. Пристроил к соседке, хотя та и была турчанка-мусульманка, к тому же, как многие говорили, ведьма.
Зато она хорошо лечила, выхаживала даже самых слабых детей и стариков. Авось и Ванга возле неё окрепнет… Быть может, это от соседки-турчанки Ванга научится предсказаниям? Нет, точно нет. Никто не слышал, чтобы «ведьма»-мусульманка гадала. Только лечила.
Прискакал всадник, отверз очи
Ванга не собиралась ничего предсказывать. У неё была нормальная девичья жизнь. Она привыкла ходить на уроки, спать на всегда чистых и целых простынях на отдельной кровати, ходить в «городском» – матроске, пальто, шляпке.
Когда приходил парикмахер, и девочек спрашивали, кто хочет стрижку (некоторые берегли косы), Ванга сразу просила: мол, мне, и помоднее. Ей уже нравился один мальчик. И она ему. Они даже собирались пожениться после выпуска. И что, что он причёску не видел? Главное, сама Ванга знала, что девушка модная.
Но с мальчиком не сложилось. После Ванга будет говорить, что поехала назад в деревню за отцом ухаживать, совсем он плох стал. Но внимательные биографы заметят: мальчик был из состоятельной сербской семьи. Городской. Вряд ли родители согласились, чтобы он привёл в дом бесприданную крестьянку.
Ничего, позже Вангелия нашла мужа. С тем пороком, который в её деревне за порок не считался и который был у её отца – любил приложиться к бутылочке. В самом разгаре была Вторая мировая – сорок второй год на дворе, – так что избранник её был солдат, Димитр Гуштеров.
Ванге уже пошёл четвёртый десяток лет. Наверное, вся деревня удивилась, когда Гуштеров приехал за невестой. Он увёз её в город Петрич. В городе жить Ванге очень хотелось.
Семейная жизнь на семейную была непохожа. Одну ночь Ванга мужа вытерпела, а дальше спала отдельно. Детей у них не было. И всё же Гуштеров жену не гнал: по дому она делала всё, что надо. А вскоре и деньги стала приносить, необычным способом.
В самом начале Второй мировой Вангелии почудилось: приехал к её дому всадник. Поговорил с ней, и после того начала она видеть… Вот только – незримое. То вокруг человека мертвецы стоят, нашёптывают. То на самом человеке раны, язвы…
С тех пор, как она объявила об этом ещё в родном пригороде, к ней с округи собирались женщины – просили сказать, что с их мужьями. Вестей с фронта ведь не дождёшься… И Вангелия говорила. Естественно, брала благодарность: едой, отрезами ткани, деньгами.
Поначалу в Петрич тянулись из родных пригородов Струмице всё те же бабы: а вдруг новое узнают о муже? На них глядя, стали ходить к Ванге Гуштеровой – слепой Ванге, как попросту её звали все, – и местные жительницы.
Она не только видела у человека болезни, но и сообщала, как лечить. Одни рецепты были простые: взять такую-то траву, заварить чаю, пить столько раз под молитву. Другие сложнее: найти рыжего цыплака, вынуть сердце, настоять на нём водку…
Если «пациентку» от рецепта дрожь пробирала, Ванга успокаивала: что ты, я, мол, крещёная… Я даже Христа видела, это слепым дано. Он как свет, Христос-то. Это сравнение моментально успокаивало посетительницу.
По легенде, приведённой в книге Стояновой, примерно в то самое время приезжал к ней сам царь Борис. Ванга сказала ему, что роковым его днём будто бы будет двадцать восьмое августа. И в эту дату, в следующем году, Борис умер.
Предсказания: Россия будет могучей
В России любят предсказания Ванги, как, вероятно, больше нигде. Особенно те, что касаются России. Вот некоторые из них. В 2018 году в прессе появилось предсказание, которое держали в секрете двадцать пять лет: Ванга обещала, что с 2020 года Россия начнёт входить в силу, хотя и трудно, очень трудно.
«Россия — праматерь всех славянских держав. Те, что отвернулись от нее, возвратятся в новом обличье. Россия не свернет с пути реформ, которые в конце концов приведут к росту ее силы и мощи», – таково свежее на тот момент предречение Ванги, опубликованное в 1996 году в газете «Дума».
А вот ещё изречение: «Социализм вернется, но с новым лицом. Снова будет Советский Союз, но обновленный. Опять будут земледельческие кооперативы, и Болгарии преодолеет трудности. Процветание Болгарии возможно только в союзе с Россией — она наша мать». Тоже девяностые.
Кроме лестных для России предсказаний, СМИ печатают более глобальные. Вот свежее, о коронавирусе: «Свет перевернётся в год зеркала, и на землю от жёлтых придет старая болезнь и заберёт миллионы жизней».
Считается, что прежде эти слова трактовали как возвращение чумы (она уже приходила из Китая), но что значит год зеркала? Если вспомнить, что 2020 – год стальной (а значит, зеркальной) крысы, всё вроде бы встаёт на свои места.
Люди по всему свету, предрекала Ванга, будут от этой болезни прямо на улицах умирать и падать, и только через три месяца после этого откроют лекарство.
На сайте фанатов кедровых лесов (в России есть такая секта, духовное движение) предсказание неожиданно дополняется: «Падёт и старый, и молодой, и убогий, и богатый, пока не исцелятся шишкой кедра, что родом из Сибири».
Ну, это выглядит уже явным подлогом! Впрочем, как мы решаем, что могла и чего не могла предсказать слепая Ванга? На сайтах, которые рассказывают о пророчествах, не приводится ссылок на очевидцев, газеты, книги – почти никогда.
Да и с газетами не совсем удобно. Как известно, в болгарской газете, с которой сотрудничала Ванга, предсказания её публиковались немного странным способом. Она не надиктовывала их, а одобряла или отвергала то, что предложат сами журналисты: да-да, нет-нет. Насколько вообще это можно считать за предсказания?
Ванга: разоблачение
Слава Ванги разошлась в девяностых по всему миру, и к ней на поклон инкогнито или явно ездили многие знаменитости, особенно – из стран бывших СССР и соцлагеря. Неудивительно, что феномен предсказательницы привлёк внимание исследователей.
Разве не хочется прикоснуться к загадкам мироздания? Как вышло, что пророчеств Ванги хватает на новые события и сейчас, через столько лет после её смерти? Как вышло, что нет ни одной знаменитости, которая была бы недовольна её словами?
Зато полно свидетельств, что слепая провидица говорила очень много личных деталей о каждом посетителе…
Болгарская журналистка Святослава Тодоркова взялась восстановить сложную – ещё бы, в двадцатом-то веке! – биографию своей знаменитой соотечественницы. Она провела много времени в архивах, чтобы привязать знаковые события жизни Вангелии Гуштеровой к истории и сообщениям в прессе, которые подтвердили бы её рассказы хотя бы косвенно.
Один из поворотных моментов в жизни Ванги – ураган или вихрь, из-за которого она долго болела и в конце концов потеряла зрение. Надо сказать, такое действительно бывает – когда человек пытается идти сквозь сильный ветер с обычной или снежной пылью.
Песчинки или снежинки в таком случае повреждают роговицу, и притом порой необратимо. Осталось только уточнить дату урагана, и Тодоркова подняла все синоптические наблюдения за нужный год. Синоптики однозначно утверждали, однако, что… урагана не было!
Зато, если смотреть раздел новостей в газетах, на то лето, когда Ванга пострадала от урагана, приходилось ужасное событие. Неизвестные жестоко изнасиловали девочку-подростка, повредив ей глаза, чтобы она не могла их опознать.
Естественно, личность девочки газетчики и полицейские тщательно скрывали. На Балканах в двадцатые годы одно даже подозрение, что девочку лишили девственности, сколь мала бы она ни была, делало её и всю её семью – вплоть до двоюродных-троюродных сестёр – изгоем.
Любой родитель такой девочки предпочёл бы скрывать произошедшее, объясняя её неминуемую (с учётом жестокости насильников) болезнь чем угодно: упала, расшиблась, вот с кровати и не встаёт…
Впрочем, нет ничего странного в том, что уже давно старая провидица продолжала держаться «безопасной» версии причины, по которой лишилась зрения. Даже обсуждать давнее насилие было бы слишком драматично. Но с официальной биографией не совпадали и другие вехи из жизни Ванги.
Например, ни в каких царских архивах, включая личные дневники Бориса II, не зафиксирован был не то что его визит к молодой тогда пророчице – даже поездка в ту местность, где она в то время жила.
Да и откуда бы царю было узнать о предсказательнице, которая славилась только по родному городу и его пригородам? Широкой славы Ванга достигла уже в года, когда повсеместна была мода на эзотерику, пришедшая с Запада вместе с хиппи.
Ещё один исследователь феномена Ванги, поляк Збигнев Войцеховский, в своей книге «Товарищ Ванга» утверждает, что больше всех на Вангу молились таксисты и официанты Петрича. Потому что поток туристов к провидице делал им выручку.
Совершенно бескорыстно работники гостиниц, ресторанов, такси собирали личную информацию о приехавших за пророчеством или исцелением и передавали её предсказательнице.
Так что та могла с порога огорошить, рассказав посетителю, сколько у него детей, на какую ногу он хромает и тому подобные детали, сразу ошеломляющие и располагающие верить в её пророческий дар одновременно.
Когда же Ванга не сыпала деталями – например, в разговоре с журналистами, – она обходилась общими словами про великую Россию, духовную жизнь Болгарии, про бедствия, которые в ближайшие десятилетия обрушатся на человечество.
И бедствия эти были такие же, как все последние века: то битвы, то мор, то голод, и, конечно, полная бездуховность. Впрочем, один раз она пообещала, что военных действий не будет – когда все ждали Третью мировую.
Но самое интересное разоблачение (которое, возможно, ещё ждёт своего опровержения) приводят священники, ссылаясь на книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы».
Будто бы однажды к Ванге вошёл митрополит Нафанаил, и в руке он держал крест. Он собирался уговорить слепую покаяться и бросить взращивать в людях суеверия.
«В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся — низким, хриплым — голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел.
Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»?» — спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!»
Впрочем, на этот счёт нет свидетельств самого митрополита Нафанаила. Всё, что угодно, в наши времена может оказаться красочной придумкой. Увы.