Создание этого фильма сопровождали многочисленные истории и события, которые сегодня уже стали легендами. И, пожалуй, одной статьи будет недостаточно, чтобы даже кратко рассказать о них.
Случались и скандалы. В том числе с участием нашего знаменитого режиссёра. Через много лет на одной из передач «Кинопанорамы» Эльдар Рязанов скажет об этой картине как о самой нервной и хлопотной за всю свою карьеру.
И дело не только в том, что фильм был совместным с итальянцами, которые, мягко говоря, не очень ответственно отнеслись к его созданию, но и в том, что режиссёру пришлось впервые снимать фильм с животным.
И не просто с какой-то обученной собакой, а с настоящим взрослым львом. К слову, история со львом тоже закончилась скандалом и гибелью животного.
А ещё в картине очень много трюковых съёмок, которыми режиссёр не любил заниматься, начиная ещё со знаменитой комедии «Берегись автомобиля».
Но, как он тогда вспоминал, деваться было некуда, потому что итальянская сторона настаивала на большом количестве различных трюков. Они опасались, что простого упоминания России в заголовке фильма будет недостаточно, чтобы привлечь в кинотеатры итальянскую публику.
Наша публика, конечно, тоже любила и любит кинотрюки. Но фильмы Рязанова мы ценим совсем за другое. Например, за особую смесь лиризма и иронии, которых в этом фильме не оказалось.
Андрей Миронов позже тоже не любил вспоминать об этой картине. Хотя на этих съёмках он впервые побывал в Италии и, по сведению коллег, привёз оттуда в свою коллекцию много новых виниловых дисков.
Показательными были и результаты проката фильма в Италии и в СССР. Несмотря на то, что по условиям контракта с итальянцами премьера у них состоялась на три месяца раньше, в Италии фильм можно сказать, что провалился.
Сборы, конечно, были, но совсем не те, на которые рассчитывала известная кинокомпания Дино Де Лаурентиса (Dino de Laurentiis Cinematografica). А ведь именно она осуществляла финансирование съёмок.
А вот у нас фильм в том же 1974 году вышел в лидеры проката (второе место после шукшинской «Калины красной»), обогнав такие известные картины, как «В бой идут одни «старики» (третье место), «Романс о влюбленных», «Москва, любовь моя», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и другие.
И ещё одно наблюдение, которому я до сих пор не могу найти объяснение. Начало семидесятых годов было одним из лучших периодов нашей страны. В СССР растущая экономика. Благосостояние народа за считанные годы поднялось в разы.
Мы первые в космосе и в спорте. Реально есть чем гордиться перед всем миром. Но в названии картины указан ни Советский Союз или СССР, а почему то Россия. В нашем названии для советских зрителей, где мы имели право назвать картину как угодно.
Сегодня этот фильм Рязанова лично у меня вызывает смешанные чувства. С одной стороны классные съёмки и классные актёры, особенно с нашей стороны.
Но с другой стороны нелепость сюжета и отдельных эпизодов вызывают не удивление или смех, а лишь усмешку.
Хотя, вспоминая свои первые ощущения от просмотра картины в 1974 году, тогда это было не так явно, как сегодня.
Идут годы, меняется кинематограф, меняемся и мы. Поэтому интересно было бы сегодня узнать мнение об этом фильме у новых поколений.