Марьин утёс
Эта скала всегда называлась Аликаев камень.
И скала получила второе название — Марьин утёс, потому что здесь погибла красавица-партизанка Марья, а любящий её Анисим посадил в память о ней берёзку. Только и она не выжила – засохла и упала со скалы в реку.
Живописные места посёлков Сарана, Саргая и деревни Петуховка стали местом обитания героев народной эпопеи о жизни сибирского села.
Страна как большая деревня
В начале 70-х сюжет этого многосерийного телефильма вошёл в жизнь каждой советской семьи. Его герои воспринимались не как актёры, а как обычные мужики и бабы села Зелёный дол.
В простом и правдивом повествовании – без лишней бравурности, присущей советским фильмам о жизни колхозников, и без чрезмерной трагедийности – зритель увидел настоящую жизнь народа в переломные времена.
Через жизни обитателей сибирского села прошли события Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации, грозных лет Великой Отечественной…
События разворачиваются на фоне основной сюжетной канвы: богатые наследники местных капиталистов Константин Жуков, Серафима Клычкова и их друг Тарас-Купи-продай затаились под чужими именами в сибирской глуши, чтобы пересидеть лихие времена, по возможности вредя советской власти.
Но новая власть не сдаёт своих позиций, в стране идёт строительство новой жизни. И даже дети хозяев старой жизни — Фёдор и Варя — вырастают с новыми понятиями и ценностями.
Возможные прототипы
Поиск актёров
Начав в 1970-м подбор актёров на главные роли в фильме по роману Анатолия Иванова, режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский старались найти неизвестных — без экранного шлейфа популярных образов, — но талантливых актёров, внешне напоминавших деревенских жителей.
Трудней всего обстояли дела с выбором актёра на роль председателя колхоза Захара Большакова. Нужен был идеальный советский гражданин. Но в итоге роль сыграл потомственный дворянин, бывший заключённый Пётр Вельяминов.
Режиссёры нашли его в театре Свердловска, где Пётр в этот день заменял заболевшего коллегу. Актёрского образования у него не было, но было 9 лет лагерей, в которые он попал первый раз ещё 16-летним юнцом. Там и увлёкся театром. О кино не смел и мечтать: неблагонадёжного гражданина никто не стал бы приглашать на роль.
А вот Усков и Краснопольский именно в нём увидели своего главного героя и на категорические запреты руководства дали обещание за свой счёт переснять все кадры с другим актёром, если этот будет неверно трактовать образ.
Так провинциальный 45-летний актёр-любитель вошёл в большое кино и сразу снискал себе любовь всех советских зрителей.
А после выхода фильма Вельяминову стали приходить письма с надписью на конверте: «Председателю колхоза Захару Большакову».
Александра Завьялова тоже была на тот момент в кинематографе персоной нежелательной, несмотря на популярность в 60-е. Виной всему стал роман актрисы с американским предпринимателем, с которым она хотела связать свою судьбу, а в итоге получила ярлык неблагонадёжности и статус невостребованности.
И только Усков с Краснопольским пошли на риск и дали Завьяловой роль набожной Пистимеи. И она за три года прожила со своей героиней промежуток времени с 17 до 70 лет, оставаясь верной образу на протяжении всего человеческого века.
А роль Ильи Юргина по прозвищу Купи-продай, которую сыграл Борис Новиков, в процессе работы над фильмом разрослась от трёх фраз до полноценного образа.
«Эх, загремим под фанфары!» — этой фразой в 70-е козырял каждый. Актёр сыграл в кино 160 ролей! Правда, в конце жизни его ждали сложные испытания: тяжёлая болезнь сына и утешение в алкоголе.
Потом полная нищета и забвение.
Элеонору Шашкову не сразу утвердили на роль: такая белолицая девушка никак не походила на колхозницу. А ещё во время съёмок её пригласили в киноленту «Семнадцать мгновений весны», где актрисе надо было сыграть жену Штирлица. При этом режиссёр Татьяна Лиознова потребовала от актрисы обрезать её шикарную косу.
Пришлось красавице-крестянке Стеше до конца фильма ходить в косынке.