Менакер взялся за тему вечную и людей волнующую до сих — роковую дуэль, унёсшую жизнь поэта.
Впрочем, был и серьёзный повод снимать такое кино: в 1987 году, когда «Последняя дорога», отмечалось 150-летие заката «солнца русской поэзии».
Сценарий написали сам Леонид Менакер и писатель Яков Гордин, много работавший в историческом жанре. А от за основу они взяли пьесу Михаила Булгакова «Александр Пушкин» (она же «Последние дни»).
Булгаков писал пьесу к 100-летию со дня гибели поэта, но судьба у произведения оказалась непростой, как и у многих других пьес и книг писателя: её то разрешали, то запрещали, на сцене она шла недолго, да и опубликована при жизни писателя не была.
Леонид Менакер буквально возродил пьесу и использовал приём Булгакова: у него Пушкин тоже лишь мелькал, хотя всё действие вертелось именно вокруг него. Режиссёр в интервью говорил, что отказывается показывать гения, поскольку
«трудно, почти невозможно было представить себе Пушкина, запросто говорящего на экране написанные для него слова».
Между тем, о поэте говорят буквально в каждой сцене, но зрителям предоставлена возможность придумать и увидеть своего Пушкина, такого, какой близок им. Кстати, один раз в кадре поэт всё же появился, очень мимолётно, едва заметно: его, раненого на Чёрной речке, вносят в дом.
Лица поэта не разглядеть, на руках слуги только ослабевшее тело в вечернем мраке.
Роли Леонид Менакер распределили между кинознаменитостями (и сыграли они знаменитостей исторических). Главных персонажей выделить сложно, слишком уж много персонажей действует в картине.
Роль Натали получила молодая актриса Елена Караджова, сестру Гончаровой Александру сыграла Анна Каменкова, жену поэта Петра Вяземского — Ирина Купченко.
Самого Вяземского изобразил Вадим Медведев, близкого друга Пушкина, поэта Василия Жуковского — Александр Калягин.
Любопытен выбор актёра на роль Леонтия Дубельта, главы тайной полиции: им стал Андрея Мягков.
В образе Жоржа Дантеса, нанёсшего смертельное ранение поэту, — литовский актёр Гедиминас Сторпирштис, в роли барона Геккерна, его приёмного отца, — Иннокентий Смоктуновский,
роль Константина Данзаса, секунданта на дуэли, получил Сергей Сазонтьев. Супругов Нессельроде представили Римма Маркова и артист из Латвии Ольгерт Кродерс, в образе графа Сергея Уварова, министра просвещения, — Альберт Филозов.
В других ролях Сергей Жигунов, Вячеслав Езепов, Иван Краско, Рэм Лебедев, Олег Казанчеев, Михаил Глузский, Всеволод Кузнецов, Виктор Шульгин. Совсем небольшие роли остались будущем российским звёздам, а тогда начинающим артистам Юрию Стоянову и Виктору Бычкову.
Ленту начали снимать осенью 1986 года, часть съёмок пришлась на конец 1986-начало 1987. Кинематографистам пришлось несладко во время работы на улицах Ленинграда:
та зима оказалась одной из самых суровых и морозных в истории города, а артистам необходимо было играть по нескольку дублей.
Ради съёмок фильма о Пушкине киношников даже пустили в музей-квартиру поэта на Мойке, правда, съёмки велись под присмотром сотрудников музея. Работу над фильмом завершили в срок, в апреле картину выпустили.
Увы, ленту постигла судьба многих снятых тогда хороших качественных картин, оказавшихся вне актуального направления: историческая тема людей волновала куда меньше, чем реальность с её бурными переменами в стране.
Зрители, которым всё же довелось посмотреть «Последнюю дорогу», высказывались о ней с симпатией, а вот мнения критиков разделились. Часть сочла фильм как минимум любопытным и нужным (картин о Пушкине не снимали много лет), другие говорили, что
режиссёр с поставленной самому себе задачей показать героя через его окружение, не справился, и мысль, что «короля играет свита», у него вышла размытой и рваной.
По словам Леонида Менакера, само имя поэта было для него столь свято и драгоценно, что он никогда не осмелился бы показать Пушкина въявь на экране. И как раз по этой причине он избрал такой неординарный вариант изложения трагедии русской литературы.
А как показалось вам: у авторов фильма получилось рассказать о жизни поэта, не показывая его самого?