3 января 1962 года на советские экраны вышел фильм «Человек-амфибия». В первый же год картина собрала рекордное количество зрителей — 65,5 млн человек. Это была первая кинолента в мире, которую по-настоящему снимали под водой. Расскажем о нескольких ляпах фильма, которые заметили лишь внимательные зрители.
решили снять подводную фантастику на допотопной технике
Поскольку подобного опыта у советских кинематографистов не было, сценарий почти 10 лет лежал в столе. Его впервые представили в 1952-м, а к производству приступили лишь в 1961-м.
Тогда ни в СССР, ни в других странах не верили, что у создателей что-то получится. Например, журналисты газеты «Нью-Йорк таймс» высмеяли эту затею и были уверены в полном провале съемочной группы.
«Даже Уолт Дисней не решился экранизировать роман, потому что понимал всю сложность подводной съемки. А русские, у которых ничего нет, кроме устаревшей техники, бросили вызов», — с сарказмом писали в статье.
Сначала на фильм обрушилась волна критики в СССР, но все изменилось, когда его наградили премией «Серебряный парус» на Фестивале фантастических фильмов в Италии. С тех пор обозреватели были более сдержаны в своих отзывах, а некоторые из них даже сменили гнев на милость.
Но критика критикой, а зрители влюбились в «Человека-амфибию» с первых же минут. Пейзажи, сюжет и игра актеров завораживали, поэтому тогда многие не замечали ошибок. Но спустя годы некоторые режиссерские ляпы видны невооруженным глазом.
Газета-перевертыш
Фильм начинается с того, что по Буэнос-Айресу молниеносно разносится новость о «морском дьяволе», который появился в море. Якобы монстр затопил рыбацкое судно, затащил на дно монахинь и проглотил ловца жемчуга.
Отец Гутиэрре — Бальтазар — приносит дону Педро газету с этой сенсацией. В следующем кадре Зурита читает новость и называет ее выдумкой. Через секунду он уже с другого ракурса, а та же самая газета в его руках выглядит по-другому.
Была без сознания, но перевернулась несколько раз
Гуттиэре бросается со шхуны Педро в открытое море, а через минуту на нее нападает акула. Красавицу, потерявшую сознание, тянет под воду — на песчаное дно она «приземляется» на спину с раскинутыми руками.
В следующем кадре она уже лежит на боку. Когда же к ней подплывает Ихтиандр, то под Гуттиэре не песок, а водоросли.
Она снова лежит на спине, а когда человек-амфибия хочет ее поднять, она вновь оказывается на боку и на песчаном дне.
Корзина сама передвигается по столу
После спасения Гутиэрре приходит в себя, она вновь на корабле у своего жениха. В каюте у нее тяжелый разговор с отцом — он просит ее выйти замуж за Педро, она вынуждена согласиться. В момент беседы входит мальчик с корзиной фруктов и Педро. Корзину ставят на угол стола.
Гутиэрре покидает каюту и оставляет отца с Педро вдвоем. В следующем кадре Зурита бросается к столу, чтобы налить ром и отметить помолвку. Но на краю стола стоит бутылка с напитком, а корзина словно сама переместилась в другое место.
Ловкость рук
Педро вместе с Бальтазаром решают поймать «морского дьявола» и устраивают настоящую подводную охоту. Они приплывают к тому месту, где, по их предположению, странное морское существо чаще всего появляется. Бальтазар бросает якорь, а в следующую секунду Педро дает ему горящий факел, чтобы под водой было лучше видно.
Старик берет факел в правую руку, а в левой у него тяжелый камень, с которым он быстрее опустится на дно. Он прыгает с лодки, а в следующем кадре уже под водой. Только факел теперь в левой руке, а булыжник — в правой.
Снял с себя оковы и снова оказался в них
В эпизоде, где по приказу Педро Ихтиандра опускают на дно моря, его руки и ноги связаны тяжелыми цепями. Но уже через секунду ему удается высвободить обе руки.
В это же время отец, профессор Сальватор, вырывает Ихтиандра из лап злодея. А в следующем кадре Ихтиандр снова появляется с закованными в цепи руками — они скрещены у него за спиной. А по его движениям понятно, что он снова пытается освободиться.
Несмотря на эти ошибки, «Человек-амфибия» остается одним из самых любимых советских фильмов. С момента выхода картины прошло более 60 лет, а зрители по-прежнему смотрят эту красивую историю, затаив дыхание.