Иван Пырьев: ушел в оппозицию Эйзенштейну и проиграл, покинув театр

Есть в краткой биографии советского режиссера Ивана Пырьева такие строки: с 1921 года будущий режиссер был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Здесь его учителями были знаменитые режиссеры Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн.

Из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» молодой Пырьев покинул театр, и пошел на вольные хлеба, и даже какое-то время сам ставил спектакли в клубах, пока его, молодого, угрюмого, энергичного, дерзкого и талантливого не позвал к себе знаменитый театральный режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Так, что же это были за разногласия такие, из-за которых 21-летний Иван Александрович вынужден был уйти, не согласившись со своим учителем Эйзенштейном? Ведь тот самый театр Пролеткульта – первое серьезное место работы Пырьева в Москве. Есть на счет этого исторического эпизода документы и воспоминания очевидцев.

В театре, где работал под началом Эйзенштейна Пырьев, акцент был сделан не столько на драматургии, сколько на цирковом искусстве, зрелищности, желании поразить публику. И это устроителям этих зрелищ вполне удавалось.

Вот, что писала пресса о постановке «На всякого мудреца довольно простоты»:

«Текст Островского обработан Сергеем Третьяковым в духе политической сатиры. Действие перенесено в Париж, в среду русской эмиграции. Акробатика, клоунада, фокусы, тут же «Сильва», песенки Вертинского, фокстрот и кинематограф.

Недоумение вызывают назойливые остроты на темы низкие, матерные. Сцена с раздеванием до трико Мамаевой перед номером на шесте производит впечатление вполне определенного порядка».

Публика говорила, что в этой постановке очень высокого уровня акробатические номера. Но в целом спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» хорошо отражает спистопляс НЭПа, его поверхностность без всякой революционной глубины.

После этой постановке в Театре Пролеткульта создалась оппозиция, к которой себя причислял и Иван Пырьев.

— Нам очень надоело бесцельное акробатическое кувыркание. Вместо эксцентрики и формальных выкрутасов мы требовали, чтобы в постановках нашего театра появились героика, романтика, реализм, — вспоминал Пырьев.

Оппозиционная группа актеров договорилась с руководством театра о замене Сергея Эйзенштейна Евгением Вахтанговым, после чего труппа уехала на летние каникулы. Но борьба за смену художественного руководителя успехом не увенчалась.

— Воспользовавшись нашим отъездом и неопытностью с дипломатии, нас просто перехитрили. После неудавшегося «путча» часть коллектива, включая меня, вынуждена была уйти из Пролеткульта.

Оцените статью
Иван Пырьев: ушел в оппозицию Эйзенштейну и проиграл, покинув театр
Пётр Тодоровский: от грузчика угля до режиссёра и музыканта