«Дом». Единственная запись спектакля Ленинградского Малого драм. театра в архиве советского телевидения

В советском искусстве было множество направлений, в том числе таких, которые сегодня практически отсутствуют за нерентабельностью. «Деревенской прозой» называли произведения писателей о селе и его жителях, о трудном быте, о правилах, по которым жили люди.

Одним из таких авторов был, конечно, Федор Александрович Абрамов. Он родился 29 февраля 1920 года в крестьянской семье. Отец умер рано, детей было пятеро — старшему 15, младшему — два года. Это и был маленький Федя.

Как рассказывал писатель, «детства, в нынешнем смысле этого слова, у нас не было — мы рано узнали цену куска хлеба, мы рано должны были взяться за работу».

Так что будущий известный литератор жил как все, только очень любил книги. Он прошел войну, блокаду Ленинграда. А учиться смог только после Победы. Зато уж окончил филологический факультет ЛГУ с отличием.

Работы начинающего автора с мощными и скрупулезно прописанными героями, с их глубокими характерами, правдивыми движениями душ, честными и малоизвестными горожанам картинами деревенской жизни были сильны по содержанию и неоднозначны.

В них ощущалась суровая правда. Поэтому не удивительно, что «Братьев и сестер» не публиковали два года, а повесть «Вокруг да около» обвинили «в искажении колхозной жизни».

Роман «Дом» был закончен в 1978 году. В нем Абрамов продолжал правдивую летопись жизни одного семейства северного села. Пряслины стали героями четырех произведений писателя — «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и, наконец, «Дом».

В архиве Гостелерадиофонда сохранилась единственная запись, сделанная с участием труппы Ленинградского государственного Малого драматического театра. Это — спектакль «Дом», поставленный режиссером Львом Додиным в 1980 году.

Он шел на сцене два десятка лет, превратившись в настоящую легенду. Перестали играть «Дом» только после кончины исполнителя главной роли актера Николая Лаврова.

Сегодня мы имеем честь представить вам записанную в 1982 году постановку. Как отметили в аннотации к монтажным листам создатели телеверсии, «это не механическое перенесение спектакля на пленку. Некоторые сцены режиссерами-постановщиками решены иначе, нежели в спектакле, с учетом специфики кино».

Оцените статью
«Дом». Единственная запись спектакля Ленинградского Малого драм. театра в архиве советского телевидения
«Новый Гулливер» — уникальный, страшный, не детский