«Нельзя создавать что-то из ничего»: за что ругали кинокритики Александра Демьяненко

У многих зрителей Александр Демьяненко ассоциируется исключительно с образом Шурика. Сам актер признавался, что стал заложником этой роли – его после фильмов Леонида Гайдая на серьезные драматические роли звали редко.

Тем не менее, у Александра Сергеевича есть интересные роли, а сам он был актером с очень широким диапазоном. Демьяненко – актер темы. Первая его работа в кино сразу привлекла внимание зрителей и режиссеров.

Это произошло после того, как актер сыграл роль Мити в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Действие киноленты происходит в годы Гражданской войны, захватившей в бурный поток событий вчерашнего гимназиста, тихого юношу.

Именно таков был герой Демьяненко в драматическом фильме с эмоциональным накалом. Фильм «Ветер» получился громким, ударным, серьезным.

Герой Александра Сергеевича привлекал своей непоказной, естественной героикой, изображенной молодым актером в мягкой психологической манере, не лишенной юмористических штрихов. Это было особенно заметно при сравнении его игры с работой исполнителя главной роли Эдуарда Бредуна.

Бредун по устоявшимся канонам показывал героический характер в заранее заложенной в нем очевидности, без индивидуальной правды.

Создатели фильма и Демьяненко при создании образа Мити использовали высокий драматизм сопричастности истории с человеческой судьбой. Его герой оказался брошен в пучину драматических событий.

Не менее запоминающейся была небольшая роль рабочего подростка Генки в фильме «Все начинается с дороги». Александру Демьяненко удалось убедительно и искренне передать душевное благородство юноши, его ясный и чистый взгляд на жизнь, неприятие несправедливости.

Главный герой этого фильма – молодой человек, впервые сталкивающийся со сложностями взрослой жизни.

Для первых фильмов с участием Александра Демьяненко характерна драматургия столкновения героя с жизнью. Его персонажи – бесконфликтные, цельные личности, с немного наивным взглядом на жизнь, с еще не устоявшейся взрослостью.

Но только в серьезных фильмах личная тема актера обрела драматизм и современное для 60-х годов звучание.

Первым таким фильмом в творческой биографии Александра Сергеевича стал «Мир входящему». В этом фильме герой Демьяненко оказался в самом центре художественной системы фильма.

Юный лейтенант Ивлев – вчерашний курсант училища, отличник боевой и политической подготовки. Ему не терпится испытать свои навыки в бою, но попадает он в совсем неромантические ситуации.

И каждый раз, когда его фронтовая жизнь оказывается несхожей с его собственными представлениями о ней, он огорчается. Босые ноги солдата, перематывающего портянки, для него – «приземление подвига».

Драматургия экранного образа Ивлева строилась на том, что представления человека о жизни, не испытавшего тягот и правды жизни, но уже осудившего ее, сталкивалась с реальностью во всей ее неприкрашенной подлинности.

И, только увидев кровь, грязь, мучительность солдатского подвига, герой Демьяненко в фильме «Мир входящему» возмужал.

Казалось, что после этого сильного фильма будущие работы актера упрочат этот успех. Но случилось другое – Александр Демьяненко стал сниматься в кинолентах, где режиссеры обкатывали особенности актерской индивидуальности актера, штампуя его типажи.

Он появлялся в образах интеллигентного очкарика, робкого и влюбленного студента, комичного юноши.

Критики посчитали это обезличиванием таланта Демьяненко. Это относится к его ролям в фильмах «Катя-Катюша», «Взрослые дети» и «Карьера Димы Горина». Фильмы сильные, роли довольно интересные. Но актер стал заложником им же созданных штампов. Это огорчало киноведов, ругавших актера.

— Такое легковесное кино относится к искусству имитации и стереотипов, — писали в прессе о вышеуказанных фильмах и ролях Демьяненко. – Участие в подобных лентах сделало актерские роли Александра Сергеевича неинтересными и незапоминающимися, потому что нельзя создавать что-то из ничего.

Один из таких образов актера – новичок жизни, который пользовался спросом у режиссеров. В пух и прах разнесли подобную роль Демьяненко в фильме «Взрослые дети».

Но были в эти годы и удачи. Например, режиссер Владимир Венгеров, серьезный и чуткий художник вновь обнаружил драматизм актерской темы, ее жизненное содержание.

В фильме «Порожний рейс» молодой столичный корреспондент Сироткин получает первое самостоятельное задание – отправиться в таежный леспромхоз и написать очерк о передовике производства Николае Хромове.

Главный герой видит действительность через газетные полосы. Слова-штампы, шаблоны отделяют героя от реальной жизни. Этот молодой специалист подменяет жизнь сконструированными профессиональными представлениями о ней.

Когда оказалось, что высокие показатели передовика Хромова оказались «липовыми», то корреспондент готов был переделать хвалебный очерк в разоблачительный фельетон. Но сложность жизни отвергает готовые шаблоны, она требует от героя самостоятельного критического мышления и взросления.

Так тема вступления во взрослую жизнь, ставшая пустой и выхолощенной в предыдущих фильмах актера, в «Порожнем рейсе» вновь обрела драматизм.

Но на этом фильме эта тема для Демьяненко закончилась. В последующих фильмах Александр Сергеевич стремился стать актером перевоплощения через комедийный жанр.

— Комедийность – примечательная особенность дарования этого актера. Это нам доказал Леонид Гайдай, снявший свои лучшие фильмы вместе с Демьяненко. После этого ярких ролей у Александра Демьяненко не было, — говорит киновед Ян Варь.

Оцените статью
«Нельзя создавать что-то из ничего»: за что ругали кинокритики Александра Демьяненко
Величайшая Александра Климова и ее признание