Завершение «оттепели» в советском кинематографе. Как это было на примере фильма «Застава Ильича» 1964 года

60 лет назад, 7 и 8 марта 1963 года в Кремле прошло расширенное заседание руководителей партии с деятелями советской культуры.

В Кремль были приглашены около пятисот наиболее видных представителей литературы и изобразительного искусства, театральные деятели, работники кинематографа, руководители радио и телевидения.

На заседании с программной речью выступил Н.С. Хрущев, который провозгласил новые принципы социалистического искусства и выступил с резкой критикой того, что происходило в нашей культуре после XX-го съезда КПСС.

Как позже напишут историки, это заседание явилось важным событием в жизни страны и, по сути, стало началом конца кратковременной эпохи под названием «оттепель».

Сам термин «оттепель» в отношении примерно десятилетнего периода с 1957 по 1967 года ввёл в обиход в 1960 году литературный критик журнала «Юность» Станислав Рассадин.

В те годы в СССР проявились многие талантливые творцы, были созданы прекрасные литературные произведения, картины и скульптуры, спектакли и фильмы. Но при этом общий вектор советской культуры стал сближаться с западным, и это насторожило руководителей страны.

В своей речи на том историческом заседании Хрущев коснулся своей критикой не только отдельных деятелей культуры, но и конкретные произведения. Вот, например, что он сказал о новом художественном фильме режиссёра Хуциева:

«Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: «Застава Ильича». Картина ставится режиссером тов. Марленом Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. Сергея Герасимова.

Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины, который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Поэтому мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы».

Понятно, что на следующий день руководство киностудии имени Горького выпустило приказ об остановке работы над фильмом.

Хотя к тому времени фильм был практически завершён. Режиссёру стоило немалого труда, чтобы убедить своё начальство сохранить картину: «и с учётом справедливой критики тов. Хрущева, убрать из фильма всё, что порочит нашу социалистическую действительность».

Из картины вырезали отдельные эпизоды, касающиеся современной жизни молодёжи, добавили патриотически нотки и под новым названием «Мне двадцать лет» всё же выпустили в прокат.

Свою роль в этом сыграло и то, что перед «Заставой Ильича» Марлен Хуциев снял знаменитый фильм «Весна на Заречной улице», который, как оказалась, очень любил Хрущев.

Будь на его месте другой режиссёр, то фильм, который был раскритикован на самом верху, просто бы смыли и забыли о нём, как о досадном недоразумении. Но его удалось выпустить на экран. Пусть и в усечённом варианте. Хотя все рабочие материалы первой версии Хуциеву удалось сохранить.

И только в 1990 году на «Мосфильме» была восстановлена авторская версия картины в первоначальном объёме со своим первым названием «Застава Ильича».

Оцените статью
Завершение «оттепели» в советском кинематографе. Как это было на примере фильма «Застава Ильича» 1964 года
«Зигзаг удачи» — как зимой под коньячок сняли шикарную комедию.