Детектив, в котором Олег Даль назвал себя насильником и убийцей

Фильм «Человек, который сомневается» (1963) — второе появление будущей советской знаменитости на экране. Популярность и любовь аудитории пришла к Олегу Далю сразу после громкого дебюта в мелодраме «Мой младший брат» (1962), но после этой работу Даль примерил на себя образ немного иной —

20-летнего парня, резкого, нервного, оговорившего себя и отсидевшего некоторое время в тюрьме за преступление, которое не совершал.

Но, к счастью, в дело вмешался въедливый и педантичный следователь, который доказал, что его предшественник, ведший дело, оказался неправ.

Для режиссёра Леонида Аграновича «Человек, который сомневается» стал первой режиссёрской работой,

хотя как сценарист он уже был известен. Любопытно, что первый сценарий Аграновича — глубокая мелодраматическая история «Человек родился», а вот как режиссёр он предпочитал иной жанр — детективы. В паре с Аграновичем картину ставил Владимир Семаков, тоже начинающий режиссёр, дебютировавший чуть раньше.

Сценарий был написан самим Аграновичем по мотивам реального дела десятилетней давности.

Сценарист намерено отказался от классического показа детектива с хитроумными интригами, стрельбой и погонями, напротив, создал историю о людях, где много психологии и бесед.

В центре сюжета — обвиняемый в преступлении Борис Дуленко и следователь Лекаарев, приехавший из Москвы проводить доследование после жалобы. Кажется, что неясностей в деле нет:

Дуленко написал признание в изнасиловании и убийстве подруги-десятиклассницы (да и улики против него есть) и получил срок,

но не все верят в его вину. Михаил Артемьевич Лекарев пытается найти зацепки и выяснить, действительно ли преступник — Борис, при том что сам Борис ведёт себя довольно вызывающе и частенько раздражающе. Помогают Лекареву приехавшие с ним практиканты Инна и Игорь.

В итоге Лекарев доходит до истину, освобождает Бориса и находит истинного бандита.

На роль беспристрастного, даже суховатого Лекарева утвердили Георгия Куликов, актёра московского Малого театра. Куликов снимался нередко, но в основном в ролях второго плана и больше был известен как театральный артист. В роли Дуленко предстал Олег Даль.

Его кандидатуру предложил Владимир Семаков, который работал на съёмках «Моего младшего брата» ассистентом и оценил молодое дарование.

Хотя поначалу у Аграновича и возникли сомнения, что Олег Даль сможет сыграть роль Дуленко, после первых же проб они развеялись,

и Даля утвердили.

В ролях практикантов-помощников следователя — дебютанты Валентина Талызина и Фёдор Чеханков.

В других ролях Нина Меньшикова, Иветта Киселёва, Вера Алтайская, Евгений Тетерин, Геннадий Юхтин, Павел Винник.

Крошечный эпизод сыграл почти неузнаваемый Михаил Кокшенов,

а в образе вальяжного заключённого, которого Лекарев и подозревает в преступлении, предстал Николай Прокопович.

На роль жертвы преступления, десятиклассницы Тани, утвердили ещё одну дебютантку — Ларису Виккел (героиня возникает лишь в воспоминаниях персонажей). Увы,

в отличие от других снявшихся в ленте начинающих актёров, Лариса Виккел так и не сумела полноценно реализоваться в кино и большой известности не приобрела.

Снимали ленту в Ярославле, а часть сцен создали прямо в местной тюрьме. Интересно, что Олег Даль, вживаясь в роль, попросил, чтобы его на несколько часов оставили в камере с заключёнными.

Такой эксперимент казался рискованным, но Далю всё же позволили провести время в камере. К счастью, никаких эксцессов не произошло, но актёр получил новые эмоции и переживания, позволившие сделать персонажа более многогранным.

На худсовете «Человека, который сомневается» приняли в целом неплохо. На показ пригласили представителей милиции и прокуратуры, и если первые отнеслись к сюжету с прохладцей (милиция в картине представлена не в самом лучшем свете), то представители прокуратуры фильм похвалили. Позже Владимир Семаков рассказывал, что

герой Георгия Куликова так понравился зрителям из органов, что министр охраны общественного порядка РСФСР Вадим Тикунов, курировавший фильм, даже предложил ему поработать в следственном комитете.

А киновед Виктор Дёмин написал и картине так:

«Впервые, может быть, за многие годы мы увидели следователя в его рабочей, а не мифологической обстановке. Впервые мы услышали, что это трудная и ответственная работа, а не заманчивое времяпровождение гения прозорливости. Впервые за многие годы мы получили детектив без штампованной детективной экзотики».

Оцените статью
Детектив, в котором Олег Даль назвал себя насильником и убийцей
Не считаю Орлову и Кустинскую кинодивами. Кто же тогда достоин такого «звания»