Фильм об оголтелом фанатичном чекисте, которого изгнали из ЧК

Главным героем в драме «Сотрудник ЧК» (1964) был, конечно, чекист правильный — 20-летний боец с чистыми руками и горящим сердцем, истинный борец за дело революции. Его антагонистом авторы сделали коллегу, тоже горячего, но не слишком бережно относящегося к людям и не стремящегося разобраться в деле.

В этом персонаже создатели фильма видели чекиста, который спустя годы станет олицетворением большого террора, человека, который не брезгует даже самыми грязными методами ради достижения цели.

Режиссёром ленты стал оператор Борис Волчек, который снял в этом фильме двух своих родственников.

История «Сотрудника ЧК» началась с одноимённой повести, вышедшей в пятидесятые. Её авторами были Александр Лукин и Дмитрий Поляновский. Александр Лукин сам был в прошлом сотрудником органов и знал подноготную их работы.

Бориса Волчека, уже довольно известного оператора, повесть заинтриговала настолько, что он решил снять по ней фильм, выступив впервые в качестве режиссёра. За сценарий он тоже взялся самостоятельно, пригласив в соавторы Лукина и Полянского.

Борис Волчек видел будущий фильм как

произведение необычное, во многом идейно новое, поддерживающее развенчание культа личности Сталина. Авторам хотелось показать, как же зародилась сама идея большого террора тридцатых, откуда взялась та оголтелость, с которой некоторые чекисты бросились уничтожать и обычных людей, и своих товарищей,

были ли они продуктом своего времени или же всегда придерживались такой идеологии. Первый вариант сценария появился в 1962 году и на худсовете его долго обсуждали, а потом чиновники ещё неоднократно критиковали авторов и предлагали им вносить всё новые изменения.

Когда наконец сценарий утвердил, режиссёр начал отбор исполнителей. Главную роль, 20-летнего Алексея Михалёва, молодого, но уже закалённого в боях Гражданской войны чекиста, доверили Александру Демьяненко.

Актёр начал сниматься всего несколько лет назад, но в его фильмографии было уже много ярких и заметных работ. Кстати, Демьяненко было уже 26, но выглядел он моложе (впрочем, ещё через два года артист предстанет в образе студента, и тоже будет выглядеть вполне органично).

А вот исполнителя на роль того самого «неправильного» чекиста Илларионова искали долго.

В повести Илларионов — бывший актёр, любитель пафосных поз и красивых фраз, умеющий заворожить окружающих словом.

После ряда проб роль получил Олег Ефремов. Его, кстати, после премьеры слегка поругивали за картинность и слишком уж картонный образ, но авторы ведь и хотели показать горячечную фанатичность персонажа. Кинокритик Константин Щербаков написал о герое так:

«В некоторых сценах Ефремов доносит до нас тупую, хотя и субъективно честную прямолинейность Илларионова, основанную на непоколебимой уверенности, что если из десятерых арестованных один окажется врагом, то его, Илларионова, деятельность можно считать оправданной».

Роль начальника ЧК Берзиня (интересно, что в сценарии у героя фамилия Брокман) отдали Владимиру Кенигсону.

Занятная история получилась с исполнительницей роли сотрудницы ЧК Марии Королёвой, в которую влюблён Алексей. Пока искали актрису, на пробы пригласили начинающую Валентину Малявину, предложив ей роль Дины Федосовой, работающей на белых.

Но читая сценарий, Валентина поняла, что образ контрреволюционерки ей не нравится и попросила попробовать её на роль главной героини.

Борису Волчеку пробы понравились, так что Королёвой стала Малявина, а роль Федосовой отошла Светлане Данильченко.

В роли предателя Крамова (он же Марков, белогвардейский офицер) блистает Евгений Евстигнеев, в те времена зять Бориса Волчека, муж его дочери Галины.

Которая в фильме тоже появилась в эпизодической роли жены священника.

Ну и нельзя не отметить Владимира Заманского в образе атаман Смагина с усами а-ля Будённый).

Это, кстати, довольно редкий случай наблюдать Владимира Заманского в отрицательной роли, хотя его персонаж весьма образован и местами интеллигентен.

В небольших ролях в картине Ирина Скобцева, Виктор Сергачёв, Виктор Павлов, Александр Бениаминов, Вадим Захарченко.

И очень занятно выглядит в совсем крошечной роли священника на свадьбе сильно загримированный Ролан Быков, даже не попавший в титры.

Пару слов о сюжете. В небольшой южный городок приезжает после лечения в госпитале Алексей Михалёв, бывший боец Первой Конной. Его направили в местную ЧК, которая борется с контрреволюционерами и орудующей в селах бандой атамана Смагина.

И если начальник Берзинь — человек понимающий, осторожный и ответственный, то

один из лидеров чекистов Илларионов — слишком активный, неразборчивый и не в меру боевитый сотрудник, для которого одно лишь подозрение — уже повод пустить в ход оружие. Илларионов — ярый приверженец революционных идей, но его методы заставляют сомневаться даже его товарищей, который в итоге и решают, что ему не место в ЧК.

Параллельно развивается интрига: Михалёв, которого в городе ещё никто не знает, проникает в банду Смагина под видом противника советской власти и помогает организовать уничтожение банды.

Помогает ему в этом очаровательная девушка, с которой он по случаю познакомился на въезде в городок — Мария Королёва, которая, оказывается, тоже работает в ЧК.

Ну и, наверное, один из самых любопытных фактов о картине — «Сотрудник ЧК» снимался как кино для подростковой и юношеской аудитории, хотя по сюжету этого не скажешь. Да и сейчас фильм воспринимается совсем не как детский.

В прокат картина вышла весной 1964 года и сразу же зрителям полюбилась. К концу года она привлекла в кинотеатры больше 32 миллионов, став пятой в списке самых успешных лент года.

И новаторство в изображении образа сотрудника внутренних органов тут действительно было, хотя и не столько контрастным, как это планировали создатели.

А вы помните о «Сотруднике ЧК»? У вас получается абстрагироваться от образа Шурика и воспринимать другие роли Александра Демьяненко не через призму этого симпатичного, но такого прилипчивого героя?

Оцените статью
Фильм об оголтелом фанатичном чекисте, которого изгнали из ЧК
Загадочное слово-заклинание, которое незаметно присутствует во многих советских фильмах